Гоголь для Тургенева — «литературный отец». Тургенев называет себя «одним из самых малых учеников его», «поклонником и малейшим последователем». Тургенев видел силу Гоголя в обличении крепостнической действительности, застойной жизни «существователей», «приобретателей», «накопителей» в полном согласии с Чернышевским, увидевшим заслугу Гоголя в «прочном введении в русскую изящную литературу сатирического или… критического направления».
Тот принцип историзма, которым руководствовались в своих созданиях Гоголь и Тургенев, по-разному проявлялся в их творчестве. Тургенев пристально наблюдал и воспроизводил зарождающуюся жизнь, становящиеся явления, общественной истории, угадывал «новые Потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Гоголь же сосредоточил свое внимание преимущественно на изображении того, что тормозило развитие общества, сковывало силы нации, народа. Именно поэтому критическое .начало имеет главенствующий смысл в творчестве Гоголя, в творчестве Тургенева оно приобрело лишь подчиненное значение. Главным пафосом художественных произведений” Гоголя является сатира, в произведениях Тургенева она проявляется в изображении лишь некоторых сторон и явлений социальной действительности, отдельных ситуаций и характеров. В романах имеются персонажи, изображенные сатирически, например: Пи-гасов и Пандалевский в «Рудине», Гедеоновский в «Дворянском гнезде», Ситников и Кукшина в «Отцах и детях», баденские генералы в «Дыме», Сипягин и Калломейцев в «Нови» и др. Сатирический пафос с особой силой сказался в «Записках охотника», в повестях, изображающих верных представителей дворянского класса. Тургенев развивает гоголевские традиции, показывая характеры помещиков как порожденные определенным социальным укладом, выявляет реальную основу их жизненного поведения, которая заключается в крепостнической собственности.
Источником комизма гоголевских героев является, как объяснил М. Б. Храпченко, «контраст между мнимой значительностью и реальным ничтожеством, между видимым благородством и низостью, между кажущейся возвышенностью и реальной пошлостью». Пафос комического осуществляется Тургеневым, например, в рассказе «Муму». Здесь обличается внутренняя Пустота и ничтожность барыни, прикрывающаяся претензиями на реальное содержание и значение. Изображается рабская зависимость крепостных от произвола помещицы, от ее прихотей (все «трепетали при одном имени барыни»).
Он обличает бессердечие, черствость барыни, которая считает себя центром всего. Ей во всем противостоит крепостной Герасим, богатырь и глухонемой от рождения: «он вырос немой и могучий, как дерево растет па плодородной земле».
В пору становления Тургенева-писателя современники так описывали его внешность: «Росту он был почти огромного, широкоплечий; глаза глубокие, задумчивые, темно-серые; волосы были у него тогда темные, густые, как помнится, несколько курчавые, с небольшой проседью; улыбка обворожительная; профиль немного груб и резок, но резок барски и прекрасно. Руки как следует красивые, большие мужские руки».
Требовательность к себе, умение сурово и честно признавать свои недостатки и просчеты и объективно оценивать другого писателя проявились с особой яркостью в дни смерти Гоголя. «Тяжело… тяжело, мрачно и душно… Мне, право, кажется, что какие-то темные волны без плеска сомкнулись над моей головой и иду я на дно, застывая и немея» (из письма к Е. Феоктистову, 1852). «Под первым впечатлением сообщенного мне известия я написал… небольшую статью «Письмо из Петербурга»,— пишет Тургенев в «Литературных воспоминаниях».
Итак, выбор сделан. Тургенев стал романистом. Именно этот период 1841 —1853 годов можно сделать предметом специальных ученических сообщений. Это интересно по ряду причин; во-первых, юности свойствен интерес к процессу становления человеческой личности, во-вторых, именно в эти годы Тургенев пробует свои силы в разных жанрах. Краткие сообщения дадут достаточно широкую картину творчества писателя. Возможны сообщения такого типа: «Поиски Тургенева в области драматургии» («Месяц- в деревне», «Нахлебник»…); «Критика и публицистика на страницах «Современника», «Лирика, поэмы или малая проза?» (к проблеме выбора пути).Напомним, что в последние годы пьесы Тургенева как будто набирают новое дыхание и становятся очень популярны. Поэтому можно в обзор периода 1841 —1853 годов включить доклад о сценической судьбе пьесы «Месяц в деревне». Рассказ о писателе может быть дополнен сообщением ученика об одном годе из его биографии (например, 1855). Характеристика расцвета творчества Тургенева прежде всего должна содержать анализ тематики и проблематики важнейших произведений.