Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьезным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение, как мы помним, началось еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. В этот период ставший близким другом Гоголя украинский историк и собиратель народных песен, бывший член кружка любомудров М. А. Максимович становится ректором вновь открытого в Киеве университета св. Владимира. В конце 1833 года, под его влиянием, у Гоголя возникает мысль о профессорской кафедре в «древнем, в прекрасном Киеве», в котором «деялись дела старины нашей». Гоголь задумывает многотомную историю и географию Украины, делает наброски, собирает материалы к этому труду и одновременно начинает хлопоты о своем назначении в Киев, подключая к ним Пушкина, Жуковского и других влиятельных людей. Но кандидатура Гоголя не встретила одобрения в Министерстве народного просвещени
я, и назначение не состоялось. Тогда Гоголь, при поддержке Плетнева и Жуковского, добивается назначения на должность адъюнктпрофессора по кафедре всеобщей истории Петербургского университета. В 1834-1835 годах писатель читает лекции по средневековой истории, ереди его слушателейстудентов оказывается И. С. Тургенев. Одновременно возникают замыслы создания многотомного труда по истории европейского средневековья, пишутся отдельные статьи, собираются материалы.



Но вскоре Гоголь убеждается, что его'художественный талант не вполне укладывается в сухой, рационалистический мир официальной исторической науки. Он воспринимает историю не в отвлеченных формулах, а в живых картинах. Первые лекцииц прочитанные им в университете, покоряют слушателей образной! живописностью в передаче исторического материала. Но потом! писатель к академической науке охладевает. Он понял, что его призвание - быть художникомисториком, что он блестяще ий продемонстрировал в повести «Тарас Бульба», которую еще и доработал впоследствии, усилив в ней общерусский эпический элемент. «Тарас Бульба» - первая в истории русской литературы национальная эпопея, предвосхищающая вместе с «Капитанской дочкой» будущие эпические картины "Войны и мира" Л. Н. Толстого, «Тихого Дона» М. А. Шолохова. Вероятно, Го; голь не достиг бы в литературе столь впечатляющего результа; та, если бы его художественное мышление не опиралось на фундамент глубокого знания и понимания философии истории, а также на изучение богате
йшего фактического материала европейского и украинского средневековья. В основе гоголевской философии истории лежала вера в Божественное руководительство, в глубокую связь национальной истории с религией народа, вероисповедными его святынями. Гоголь разделял мысли немецкого историка и философа Гердера о великом историческом призвании славян Восточной Европы, о грядущем расцвете России. Залогом этого расцвета Гоголь считал героический средневековый период ее истории, юности молодого народа, в котором посеяно зерно грядущего. Гогольисторик мыслил диалектически: современное состояние русской жизни - отрицание героического средневековья - по закону «отрицания отрицания» и «снятия» возникшего противоречия - приведет в будущем к возрождению более прочного и одухотворенного национального единства на православнохристианской основе. При этом Гоголь не разделял судьбы братского украинского и русского народов: он видел у них общий и единый исторический корень.

Похожие сочинения

  1. Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
    К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском...смотреть целиком
  2. Гоголь и его произведения  Новое!
    Н.В. Гоголь наряду с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым считается создателем нового направления в русской литературе XIX в. – реализма. Изображение социально-бытовых подробностей жизни обыкновенного человека (социально-бытовая детализация), взаимоотношения...смотреть целиком
  3. Сатирический гений Н. Гоголя
    В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею...смотреть целиком
  4. Николай Васильевич Гоголь: творческий путь писателя
    «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»,— утверждал Чернышевский, назвавший, как известно, целый период в развитии русской литературы гоголевским периодом. И действительно, творчество Гоголя...смотреть целиком
  5. Понимание роли женщины в обществе у Гоголя
    "Красота – одно из имен Божиих", – писал кто-то из святых. Позднее в русской литературе началось много споров о красоте, через несколько десятилетий один из героев Достоевского скажет: «Красота спасет мир", однако Гоголь, воз можно,...смотреть целиком
  6. В чем велик Гоголь
    Наши дни ответили на этот вопрос торопливым монологом юноши, школьника из одной немного необычной школы Московской области, из города Пушино на Оке (город этот — растущий научный центр, своеобразная столица отечественной биологии). В школу когда-то...смотреть целиком
  7. Своеобразие «украинских» повестей Гоголя
    Творчество писателя начиналось в русле достижений русского и европейского романтизма. Гоголь ощущал себя русским писателем, разделяя искания Пушкина и его круга в области национальности и народности искусства, с его именем связано целое направление русской...смотреть целиком