Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в семье небогатых помещиков. Отец Гоголя написал несколько комедий на украинском языке. Н.В.Гоголь получил образование в Нежинской гимназии высших наук (1821—1828), где проявился его интерес к литературе и живописи, а также актерский талант. После окончания гимназии он уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений.

В этот период Гоголь познакомился с А.С.Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем А.С.Пушкина. Имя молодого писателя стало широко известно после выхода в свет его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—32). Эта книга основана на украинском народном творчестве — сказках, песнях, народных поверьях, а также на личных впечатлениях Гоголя. Автор, рассказывая о жизни крестьян, смотрит на мир их глазами (см. «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Еще большее признание принес Гоголю его сборник «Миргород» (1835), в котором он изобразил тихую жизнь старосветских помещиков (см. «Миргород»). «Тарас Бульба» (первая редакция 1835 г., вторая — 1842 г.) повествует о героическом прошлом народа (см. «Тарас Бульба»), а «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — о нравственных пороках современного общества. Впервые в русской литературе была высмеяна ограниченность и пошлость, низость и тупость помещиков. Важное место в творчестве Гоголя занимает цикл «Петербургские повести». Особое значение имеет повесть «Шинель» (1841), в которой он выразил протест против социальной несправедливости и защитил «маленького человека». (См. «Шинель»)

В 1836 году состоялось первое представление комедии «Ревизор». В ней Гоголь высмеивает чиновников и поместное дворянство. Летом 1836 года Гоголь уезжает за границу. В последующие годы он неоднократно возвращался на родину. Он жил в Италии, Франции, Германии. Гибель А.С.Пушкина глубоко потрясла Гоголя. В это время он начал работать над поэмой «Мертвые души». Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал свое произведение «священным завещанием» великого поэта. Крупным планом в поэме нарисованы образы помещиков, «хозяев страны», которые отвечают за ее экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. В поэме все социальные слои крепостной России представлены страшным миром помещиков и чиновников — всех, кто живет «на счет... крестьянских оброков». Гоголь видел трудовую народную Россию. В «Мертвых душах» отразилась вся Русь с ее добром и злом (см. «Мертвые души»).

Ненавистному царству помещиков и чиновников Гоголь противопоставил свою любовь к России и веру в русского человека. Все надежды на обновление жизни писатель связал с молодым поколением. «Мертвые души» Гоголя — связующее звено между творчеством А.С.Пушкина и творчеством писателей-реалистов второй половины XIX века. Гоголь ввел в литературу критическое направление. Сатира «Мертвых душ» сыграла важную роль в развитии русской прогрессивной общественной мысли. Гоголь прожил недолгую, трудную жизнь и хорошо знал беды и несчастья своего народа. Ему очень хотелось увидеть русский народ свободным и счастливым. 111 Последние годы своей жизни Н.В.Гоголь прожил одиноко.

Ему хотелось поездить по России, но на это не было ни средств, ни физических сил. Больной, состарившийся, он умер в 1852 году. «Знаю, — говорил писатель, — что мое имя после меня будет счастливее меня...» И он оказался провидцем. Н.В.Гоголь оказал исключительно сильное воздействие на все последующее развитие русской литературы, причем характер этого воздействия и его понимание с течением времени все более и более углубляется.

Похожие сочинения

  1. Обзор творчества Н.В. Гоголя
    ...Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  2. Литературное произведение как отражение взглядов автора (по творчеству Н. В. Гоголя)
    “Мертвые души” все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями — “с подлинным верно”. В. Розанов Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского...смотреть целиком
  3. Социально историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя
    Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного,...смотреть целиком
  4. Гоголь и Украина
    Эта тема включает в себя целый ряд вопросов — пребывание Гоголя на Украине, украинские мотивы в его произведениях, личные связи с деятелями украинской культуры, осмысление писателем истории Украины и т. п. Целесообразно рассмотреть тему в форме заочной...смотреть целиком
  5. Сатирическая фантастика Н.В.Гоголя
    В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Гоголь нередко прибегает к фантастике, вводит в свои повести чертей, ведьм. Но его фантастика особого рода: она имеет чаще всего смешной, сатирический характер. Черт у него похож на самого обыкновенного...смотреть целиком
  6. Замысел цикла повестей об Украине Гоголя
    Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о "Вечерах". Пушкин писал издателю "Литературных прибавлений к "Русскому инвалиду": "Сейчас прочел "Вечера близ...смотреть целиком
  7. Внутренняя структура ряда образов в комедиях Гоголя  Новое!
    Внутренняя структура ряда образов отмечена сплетением в различных формах видимого благородства и низости, мнимого величия и ничтожества, призрачной активности и реального паразитизма, ложной возвышенности и пошлости. Писатель нередко освещает то, как...смотреть целиком