Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир «маленьких людей», мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих «Петербургских повестях.» Центральная в этом цикле повесть «Шинель.» «Петербургские повести.»

Отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя. Перед нами чиновный Петербург, Петербург - столица -основной и великосветский, огромный город - деловой, коммерческий и трудовой, и «всеобщая коммуникация» Петербурга - блистательный Невский проспект, на тротуаре которого все, что живет в Петербурге, оставляет следы свои: «вымещает на нем могущество силы или могущество слабости.» И перед читателем мелькает, как в калейдоскопе, пестрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Написанию этого точного портрета столицы помог бюрократический аппарат того времени. Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать»

Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течении одного дня!» - как бы с удивлением восклицает Гоголь, но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы - Невского проспекта. В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: «…он владеет даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой будет презрение, граничащее с ненавистью.» Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.


Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакиевич. Все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В « Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга .Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильем, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеется, но он смеется не именно над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом.

Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер , как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир.» В Акакие Акакиевиче в се же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог, что сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете.» И только один «молодой человек проникся к нему жалостью.» История жизни Акакия Акакиевича - это новая полоса в его жизни. Смыслом его существования становится забота о шинели. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель как бы символ новой жизни. Апогеем творчества Акакия Акакиевича является его первый переход в департамент в новой шинели и посещении вечеринки у столоначальника, Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалось успехом, он хоть чем-то доказал людям , что у него есть самомнение, На этой казалось бы, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича, бессильный протест. Добиваясь приема у «самого частного» и в обращении к «значительному лицу», Акакий Акакиевич «раз в жизни захотел показать характер»

Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он дает ему возможность противостоять. Но он бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и в конце концов погибает так же незаметно, как и жил. Но Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти он резко стаскивает мишень не только с титулованных советников, но и с надворных советников. Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В «Шинели» Повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направлении русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

Похожие сочинения

  1. Три важнейшие стихии в творчестве Гоголя
    Это осмеяние низменного и пошлого, изображение обездоленных «маленьких» людей, обрисовка героических событий и характеров. Эти три качала занимают неодинаковое место в творчестве писателя, но каждое из них составляет существенную его часть. Признавая...смотреть целиком
  2. Своеобразие «украинских» повестей Гоголя
    Творчество писателя начиналось в русле достижений русского и европейского романтизма. Гоголь ощущал себя русским писателем, разделяя искания Пушкина и его круга в области национальности и народности искусства, с его именем связано целое направление русской...смотреть целиком
  3. Гоголь – отношение спустя полтора века
    Николай Васильевич Гоголь оказал большое влияние на нашу литературу, его по праву любят и ценят. Но со временем у людей меняется отношение ко всему и всем. Никто и ничто не может избежать этого. Не избежал этого и Гоголь, к нему стали относиться не хуже,...смотреть целиком
  4. Выпуклое отражение реалистические принципы Гоголя
    Действенно воспринимая наследие великого реалиста, Помяловский, Решетников, Слепцов, Гл. Успенский смело изображали в своих произведениях малопривлекательные стороны жизни, выражая горячий протест против социального гнета. Решительно и резко писатели-демократы...смотреть целиком
  5. Юмор, лирика и героика у Гоголя
    Ни у кого из русских писателей-реалистов лирическая струя в художественной прозе не играет столь значительной роли, не выступает так сильно и выразительно, как у него. В зависимости от общего замысла произведения, от хода повествования лирическая стихия...смотреть целиком
  6. Хлестаков — один из характерных персонажей комедии Н. В. Гоголя
    Это «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове...». Остановившись в небольшом уездном городке без гроша в кармане, он неожиданно был принят местными чиновниками за ревизора из Петербурга,...смотреть целиком
  7. Водевиль в творчестве Гоголя и Пушкина  Новое!
    «Я ведь тоже разные водевильчики»,- не преминет проронить Хлестаков. В изображении Хлестакова все как-то попроще, как-то нагляднее, чем у Пушкина: не «французской кухни лучший цвет», а суп из Парижа; не изысканные «панталоны», а прозаические «штаны»....смотреть целиком