Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/gogol/_self/grotesk_i_fantasticheskoe_nachalo_v_rannih_proizvedeniiah_gogoliaz/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102

С элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений \"Вечера на хуторе близ Д иканьки\". Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям.
Тематика \"Вечеров...\" — характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства (\"Сорочин-ская ярмарка\", \"Вечер накануне Ивана Купалы\", \"Майская ночь\"), казачества (\"Страшная месть\") и мелкого поместного дворянства (\"Иван Федорович Шпонька и его тетушка\").
Герои \"Вечеров...\" находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям откровенно ироническое. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства. Так, черт из повести \"Ночь перед Рождеством\" \"спереди — совершенный немец\", а \"сзади — губернский стряпчий в мундире\". И, ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашептывал ей на ухо \"то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду\".
Фантастика органически вплетена писателем в реальную жизнь. Она приобретает в \"Вечерах...\" прелесть наивно-народного воображения и, несомненно, служит поэтизации народного быта. Но при всем том религиозность самого Гоголя не исчезает, а постепенно растет. Более полно, нежели в других произведениях, она выразилась в повести \"Страшная месть\". Здесь в образе колдуна олицетворяется дьявольская сила. Но этой загадочно страшной силе противопоставлена православная религия, вера во все побеждающую власть божественного закона. Таким образом, уже в \"Вечерах...\" проявились мировоззренческие противоречия Гоголя.
\"Вечера...\'\' изобилуют картинами природы, величественной и пленительно-прекрасной. Писатель награждает ее самыми мажорными сравнениями. \"Снег... обсыпался хрустальными звездами\" (\"Ночь перед Рождеством\") эпитетами: \"Земля вся в серебряном свете\", \"Божественная ночь!\" (\"Майская ночь, или Утопленница\"). Пейзажи усиливают красоту положительных героев, утверждают их единство, гармоническую связь с природой и в то же время подчеркивают безобразие отрицательных персонажей. И в каждом произведении \"Вечеров...\" в соответствии с его идейным замыслом и жанровым своеобразием природа принимает индивидуальную окраску.
Впечатления, вызванные жизнью Гоголя в Петербурге, сказались в так называемых \"Петербургских повестях\", созданных в 1831-1841 годах. Все повести связаны общей проблематикой: власть чинов и денег. Всем им присущ типичный главный герой — разночинец, \"маленький\" человека. Ведущий пафос повестей — развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы. Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов XIX века.
Гоголь особенно часто обращается в этих повестях к фантастике и излюбленному им приему крайнего контраста. Он был убежден, что \"истинный эффект заключен в резкой противоположности\". Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму.
Так, в \"Невском проспекте\" Гоголь показал шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарев) и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, \"кипящей меркантильности\" (Пирогов) столичного города.
В повести \"Нос\" рисуется чудовищная власть чинопочитания. Писатель показывает всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, геряет всякое значение. И здесь Гоголь искусно использует фантастику.
\"Петербургские повести\" обнаруживают эволюцию от социально-бытовой сатиры (\"Невский проспект\") к социально-политической памфлетно-сти (\"Записки сумасшедшего\"), от романтизма и реализма при преобладающей роли второго (\"Невский проспект\") к все более последовательному реализму (\"Шинель\").
В повести \"Шинель\" запуганный, забитый Башмачкин проявляет свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, в состоянии беспамятства, в бреду. Но автор, будучи на стороне героя, защищая его, осуществляет протест в фантастическом продолжении повести. Гоголь наметил в завершении повести реальную мотивировку. Некто, смертельно напугавший Акакия Акакиевича, едет по неосвещенной улице после выпитого у приятеля на вечере шампанского, и ему, в страхе, вор может показаться кем угодно, даже мертвецом.
Николай Васильевич Гоголь создал в своем раннем творчестве сплав сатиры и лирики, он обогатил реализм достижениями романтизма. Со всей мощью своего таланта он рисовал действительность, взращивая при этом мечту о прекрасном человеке и будущем своей страны. Тем самым он поднял критический реализм на новую, высшую ступень по сравнению со своими предшественниками.


Похожие сочинения

  1. Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
    Была на то воля промысла, чтобы непо-стижимая слепота пала на глаза многих. Будь то не мёртвые души, а живые души. Нет дру-гой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезай иначе, есть тот и разбойник. Н. В. Гоголь Для раскрытия данной темы...смотреть целиком
  2. Почему герои Н.В. Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»?
    Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже...смотреть целиком
  3. Внутренняя структура ряда образов в комедиях Гоголя
    Внутренняя структура ряда образов отмечена сплетением в различных формах видимого благородства и низости, мнимого величия и ничтожества, призрачной активности и реального паразитизма, ложной возвышенности и пошлости. Писатель нередко освещает то, как...смотреть целиком
  4. Лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
    “Обилие” лирических отступлений в столь важных, возможно центральных, произведениях двух писателей — Пушкина и Гоголя — объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями. Попробуем же проследить эту схожесть и отличия и понять место лирических...смотреть целиком
  5. Сатира Н.В. Гоголя
    В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: "Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой". В этих строках,...смотреть целиком
  6. Разлад «мечты и действительности» в петербургских повестях Николая Гоголя  Новое!
    Осенью 1833 года был написан пушкинский «Медный всадник». Поэма имела подзаголовок: «петербургская повесть». И в это же время начинал создавать свои петербургские повести Гоголь. Пушкин и Гоголь одновременно в поэзии и в прозе начинали освещать большую...смотреть целиком
  7. ПОЧЕМУ ГЕРОИ Н.В. ГОГОЛЯ КАЖУТСЯ НАМ "ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ"?
    Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он...смотреть целиком