изображение «низших», «приземленных» сфер действительности или, по выражению самого писателя, «дрязга жизни»;
внимание к быту, в том числе и к этнографическому материалу (в «украинских» повестях), к повседневному укладу представителей разных слоев общества и связанное с этой особенностью введение в повествование подробных художественных описаний;
беспощадная критика общественно-нравственных пороков, изобличение «пошлости пошлого человека» (А. Пушкин);
раскрытие связей между характерами героев и их социальной средой, пафос горячего сочувствия «маленькому человеку»;тенденция к социально-психологической типизации героев и многоплановой символике; многозначность бытовых деталей;
широкое философское и нравственное осмысление конфликта идеала и действительности;
использование фантастических элементов в самых разнообразных их художественных функциях, а также трансформация фантастики в формы странно-необычных проявлений обыденного течения жизни (так называемая «нефантастическая фантастика»);
сочетание реалистически «достоверного» изображения с гротеском;
мастерство описаний природы, столицы и провинции;
активные формы присутствия автора, проявляющиеся в открытом выражении своего отношения к изображаемому и лирических отступлениях.