...Придет ли времячко
(Приди желанное!).
Когда народ не Блюхера
И не милорда глупого,
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Н. Некрасов

Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения от¬крыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», суровые и вольнолюбивые характеры «Тараса Бульбы», приоткрыли завесу загадочности русского человека в поэме «Мертвые души». Далекий от революционных идей Радище¬ва, Грибоедова, декабристов, Гоголь между тем всем своим творчеством выражает резкий протест самодержавно-крепост¬ному строю, калечащему и уничтожающему человеческое до¬стоинство, личность, саму жизнь подневольных ему людей. Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в уни¬сон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благород¬ный огонь милосердия.
В 1831 году выходит первый сборник его повестей и рас¬сказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него вошли «Ве¬чер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленни¬ца», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Со страниц его произведений встают жи¬вые характеры веселых украинских парубков и дивчат. Све¬жесть и чистота любви, дружбы, товарищества являются их замечательными качествами. Написанные в романтическом стиле на основе фольклорных, сказочных источников, гого-левские повести и рассказы воссоздают поэтическую картину жизни украинского народа.
Счастью влюбленных Грицько и Параски, Левко и Ганны, Вакулы и Оксаны мешают силы зла. В духе народных сказок писатель воплотил эти силы в образах ведьм, чертей, оборот¬ней. Но, как бы ни злобствовали злые силы, народ одолеет их. И поэтому кузнец Вакула, сломив упрямство старого черта, заставил его везти себя в Петербург за черевичками для люби¬мой Оксаны. Старый запорожец из повести «Пропавшая гра¬мота» перехитрил ведьм.

В 1835 году выходит второй сборник повестей Гоголя «Миргород», куда вошли повести, написанные в романтиче¬ском стиле: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Ива¬ном Никифоровичем». В «Старосветских помещиках» и «По¬вести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Ники¬форовичем» писатель вскрывает ничтожество представителей класса крепостников, которые жили только ради желудка, предавались бесконечным дрязгам и ссорам, в сердцах кото¬рых вместо благородных гражданских чувств жили непомер¬но мелкая зависть, своекорыстие, цинизм. И совершенно в другой мир переносит читателя повесть «Тарас Бульба», в ко¬торой отображена целая эпоха в национально-освободитель¬ной борьбе украинского народа, его братская дружба с вели¬ким русским народом. Перед написанием повести Гоголь мно¬го работал над изучением исторических документов о народ¬ных восстаниях.
В образе Тараса Бульбы воплощены лучшие черты свобо¬долюбивого украинского народа. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение Украины от угнетателей. В кровавых схватках с врагами он личным примером учит казаков, как нужно служить родине. Когда его родной сын Андрий изме¬нил священному делу, у Тараса не дрогнула рука, чтобы убить его. Узнав о том, что враги захватили Остапа, Тарас сквозь все преграды и опасности пробирается в самый центр вражеского стана и, глядя на страшные муки, которые переносит Остап, беспокоится больше всего о том, как бы его сын во время ис¬тязаний не проявил малодушия, ибо тогда враг может уте¬шиться слабостью русского человека.
Гоголь пишет, что нигде, ни у одного народа мира любовь к родине не проявилась с такой силой, как у русских.

. Никому, никому!» И когда враги схватили старого Тараса и повели его на страшную казнь, когда они, привязав его к дереву, разложили под ним костер, не о своей жизни думал казак, а до последнего дыха¬ния он был вместе с товарищами по борьбе. «Да разве найдут¬ся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы переси¬лила русскую силу!» — восклицает восторженно писатель.
Вслед за сборником «Миргород» Гоголь издает «Арабе¬ски», где были помещены его статьи по вопросам литературы, истории, живописи и три повести—«Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»; позже печатаются еще «Нос», «Коляска», «Шинель», «Рим», отнесенные автором к «петербургскому циклу».
В повести «Невский проспект» писатель утверждает, что в северной столице все дышит ложью, а самые высокие челове¬ческие чувства и порывы попирает сила и власть денег. При¬мером тому служит печальная судьба героя повести — художника Пискарева. Показу трагической судьбы народных талан-тов в крепостной России посвящена повесть «Портрет».
В «Шинели», одном из самых замечательных произведе¬ний Гоголя, писатель продолжает тему, поднятую Пушки¬ным в «Станционном смотрителе», тему «маленького челове¬ка» в самодержавной России. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин долгие годы не разгибая спины пере¬писывал бумаги, не замечая ничего вокруг. Он беден, узок его кругозор, у него единственная мечта — приобрести новую шинель. Какая радость озарила лицо чиновника, когда он наконец надел новую шинель! Но случилось несчастье — гра¬бители отняли у Акакия Акакиевича его «сокровище». Он ищет защиту у начальства, но везде наталкивается на холод¬ное равнодушие, презрение и непонимание.

В 1835 году Гоголь заканчивает комедию «Ревизор», в ко¬торой он, по собственному признанию, смог собрать в одну кучу все дурное и несправедливое в тогдашней России и одним разом над всем этим посмеяться. Эпиграфом пьесы — «На зер¬кало неча пенять, коли рожа крива» — автор подчеркивает связь комедии с действительностью. Когда пьеса была постав¬лена на сцене, действительные прототипы ее героев, всех этих Хлестаковых и Держиморд, узнав себя в галерее мошенников, завопили, что Гоголь якобы возводит клевету на дворянство. Не выдержав нападок недоброжелателей, в 1836 году Нико¬лай Васильевич надолго уезжает за границу. Там он упорно работает над романом «Мертвые души». «Ни одной строки не мог посвятить я чужому,— писал он из-за границы.— Непрео¬долимою цепью прикован я к своему, и бедный неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня».
В 1841 году Гоголь привозит свое произведение в Россию. Но только через год писателю удалось напечатать главное тво¬рение жизни. Обобщающая сила созданной автором галереи сатирических образов — Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки — была настолько впечатля¬ющей и меткой, что поэма сразу вызвала возмущение и нена¬висть апологетов крепостничества и в то же время снискала горячие симпатии и восхищение со стороны передовых совре¬менников писателя. Истинное значение «Мертвых душ» раскрыл великий рус¬ский критик В. Г. Белинский. Он сравнил их с вспышкой мол¬нии, назвал «истинно патриотическим» произведением.
Значение творчества Гоголя огромно, и не только для Рос¬сии. «Те же чиновники,— говорил Белинский,— только в дру¬гом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!» Жизнь подтвердила правоту этих слов.

Похожие сочинения

  1. Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
    Была на то воля промысла, чтобы непо-стижимая слепота пала на глаза многих. Будь то не мёртвые души, а живые души. Нет дру-гой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезай иначе, есть тот и разбойник. Н. В. Гоголь Для раскрытия данной темы...смотреть целиком
  2. Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.
    Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского. Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как "агитатор, горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические томики, как живой...смотреть целиком
  3. Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
    К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском...смотреть целиком
  4. Художественные особенности творчества Гоголя
    Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как ху­дожник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой...смотреть целиком
  5. Значение сюжета в произведениях Гоголя  Новое!
    Важную и своеобразную роль в произведениях Гоголя играет сюжет. Неоднократно высказывалась мысль, что для автора «Мертвых душ» сюжет не имел существенного значения. Он будто бы пользовался любым интересным случаем или анекдотом для создания повествовательных...смотреть целиком
  6. Быт и нравы провинциальной России
    "Быт и нравы провинциальной России" по одному или нескольким произведениям Гоголя Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех...смотреть целиком
  7. Чем велик Гоголь как писатель и как человек  Новое!
    Речь пойдет великом русском писателе Николае Васильевиче Гоголе, очень странном человеке и чрезвычайно трудном художнике слова. О его героях и об их приключениях, всегда замысловатых, запутанных, а то и просто невероятных. От власти Гоголя не уйдешь;...смотреть целиком