Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.

Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме \"Мертвые души\" Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму \"Мертвые души\" по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя - зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.

Центральное место в первом томе занимают пять \"портретных\" глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность. отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы, посвященные помещикам, вoособой последовательности-по степени деградации своих героев, начиная с Мани\' лова и кончая Плюшкиным.

Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом \"стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть\". Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез \"с жиденькими вершинами\". Да и в самой деревне нигде не было \"растущего деревца или какой-нибудь зелени\". О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью \"соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей\", или \"горки выбитой из трубки золы\", лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: \"...Конечно... если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое\". Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе\".

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее \"хорошенькая деревенька\", двор полон всякой птицы, имеются \"просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем\", есть \"яблони и другие фруктовые деревья\". Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше \"своего носа\". Все \"новое и небывалое\" пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, \"чертов кулак\". Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа помещиков - Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев - непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как \"отец родной\" среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.

Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его \"прорехой на человечестве\". Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - \"мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его\". За \'последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что \"народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать\". Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: \"На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом\". Поистине \"смех сквозь слезы\".

Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, \"списаны с жизни;\". являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные, нормальные жизненные явления.

В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы \"Мертвые души\". \"Поэма потрясла всю Россию\" (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

Похожие сочинения

  1. Обзор творчества Н.В. Гоголя
    ...Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  2. Гоголь-сатирик
    Работая над \\\"Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем\\\", Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области \\\"скучного\\\". Она широка, эта область - от внешне...смотреть целиком
  3. Похождения Чичикова
    - Держи, держи, дурак! - кричал Чичиков Селифану. - Вот я тебя палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь, с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу, казенный экипаж. ПРОЛОГ Диковинный сон... Будто бы в царстве теней, над...смотреть целиком
  4. Библиотека в Сорочинцах посвященная творчеству Гооголя
    В Сорочинцах нашлись люди, которые по собственному почину стали собирать библиотеку музея. Один из них — Г. С. Брайко — ездил в Москву и Ленинград, скупал бесценные издания Гоголя у букинистов. Иные из букинистов не верили, что в Сорочинцах можно сохранить...смотреть целиком
  5. Образ города в творчестве Гоголя
    Николай Васильевич Гоголь – писатель, с именем которого связано зарождение в русской литературе жанра сатиры. Безусловно, сатира существовала и до Гоголя, но в его творчестве она обрела неповторимое звучание. Соединяясь с реалистическим изображением...смотреть целиком
  6. Тип делового человека в произведениях Грибоедова и Гоголя  Новое!
    Сюжетную основу "Горя от ума" составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А. Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически...смотреть целиком
  7. Своеобразие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя  Новое!
    Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н.В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина. Вообще же образ «маленького человека» таков: это не знатный, а бедный,...смотреть целиком