Борьба литературных направлений, их смена, их полемика преломляются и в чем-то очень простом: в том, как изображается одежда героя или его жилище. В «Евгении Онегине» Пушкин нарядил своего героя в панталоны, фрак и жилет и привел его в комнату: в обеденный зал, в кабинет, сперва городской, а потом деревенский. «Ив молчаливом кабинете» оказалась Татьяна. Но так ли уж был молчалив кабинет? Комната заговорила с девушкой, раскрыла ей тайны того, кого девушка самозабвенно любила. Реализм побеждал. Но в хороводе эпитетов, сопровождающих описание покоев Онегина, слышны отголоски и тех поэтических принципов, с которыми реализм у Пушкина спорит. «Татьяна… в келье модной», она просит «позволенья пустынный замок навещать». «Господский… дом», «замок», «келья», причем «модная» келья, хотя суть кельи в том, чтобы в нее не проникало ничто мирское, а уж моде там и вовсе не место. Противоречия? Но противоречащие друг другу эпитеты Пушкина все же логичны. В противоречивости их отражается борение идей, эстетических увлечений, литературных концепций. «Келья», «пустынный замок» - дань сентиментализму и романтизму. Онегин в келье - Онегин-анахорет, отшельник; он романтичен, но реализм иронически уточняет: келья-то «модная^. Реализм ставит все на свои места, называет вещи их собственными именами: все-таки «дом», а не «замок»; и не «келья», а «кабинет».

Одно то, что Пушкин поселил своего героя в достаточно прозаическом кабинете, усадил его за туалетный и за обеденный стол, было признаком художественной революции. А Гоголь?

Имя Гоголя прочно связалось с историей русского реализма. Но в силу всепроникающего характера своего реализма, в силу его полноты Гоголь жадно осваивает и то, что дали литературе направления, реализму предшествовавшие: романтизм, новый прилив которого как раз и был ознаменован ранним творчеством Гоголя, и сентиментализм. Вез сентиментализма не было бы ни «Старосветских помещиков», ни «Мертвых душ»: литературное направление - это грежде всего какой-то новый акцент, который придают суждено о жизни. Сентиментализм отразил утомление культом разума, рационализмом XVIII столетия. Образ человека, оплакивающего людские страдания, горе, связанное с погублением их души, с ее поруганием. Душу видели в людях, но прозревали ее и в вещах: одежда, дом - продолжение человека, его одушевленная плоть. Она отделяет человека от природы, но с природой же и связует. Комната у Гоголя может оказаться залом дворца царицы, сельским шинком, интерьером малороссийской хаты, конуркой чиновника или бедствующего художника, прихожей публичного дома, сельской церковью, пещерой пустынника, тюремной камерой. Одни герои Гоголя - домоседы, годами не покидающие жилищ; но тогда их души срастаются с их жилищами, с их вещами, и все в их домах начинает походить на них. Другие герои бездомны, они скитальцы какие-то (скажем, Чичиков: нигде-то он не закрепился не укоренился; и есть ли у него хоть какой-то, хоть временный собственный дом, совершенно неясно). Героям Гоголя тесно, и какими бы разными они ни были, их объединяет одно стремление: вырваться из тесноты и бежать, устремиться куда-то. На простор, пусть даже он и сулит им верную гибель.




Уж на что домосед Афанасий Иванович из «Старосветских помещиков», а и тот вдруг намеревается идти на войну. «Да не стели нам постель! Нам не нужно постель. Мы будем спать на дворе»,- говорит Тарас Бульба жене: ему тесно в его

Похожие сочинения

  1. Значение творчества Гоголя для русской литературы
    Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений — все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении...смотреть целиком
  2. Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
    Была на то воля промысла, чтобы непо-стижимая слепота пала на глаза многих. Будь то не мёртвые души, а живые души. Нет дру-гой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезай иначе, есть тот и разбойник. Н. В. Гоголь Для раскрытия данной темы...смотреть целиком
  3. Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
    К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском...смотреть целиком
  4. Социально историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя
    Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного,...смотреть целиком
  5. Библиотека в Сорочинцах посвященная творчеству Гооголя
    В Сорочинцах нашлись люди, которые по собственному почину стали собирать библиотеку музея. Один из них — Г. С. Брайко — ездил в Москву и Ленинград, скупал бесценные издания Гоголя у букинистов. Иные из букинистов не верили, что в Сорочинцах можно сохранить...смотреть целиком
  6. Писать и читать в мире Гоголя
    Писать и читать в мире Гоголя — новость, новинка. Письменность будто бы только что появилась, и люди не без изумления усматривают очертания букв друг у друга на физиономиях; выводя на бумаге букву, ее украшают; и к букве можно наполниться уважением,...смотреть целиком
  7. Развенчание «аристократов духа» в пьесах Горького
    Развенчание «аристократов духа», противопоставляющих себя народу, дано писателем и в пьесе «Дачники»; сатирическая акцентировка здесь ясно проявляется в изображении таких героев, как Суслов, Басов, Шалимов, Калерия. Высокопарные рассуждения, красивые...смотреть целиком