Первый раз он побывал здесь еще в 1827 г., приехав во время весенних каникул вместе с профессором Нежинской гимназии высших наук Н. Г. Белоусовьш, Останавливался на Подоле у В. М. Белозерского. Город пленил воображение юного Гоголя, восхищая своей природой, памятниками старины. Особенно покорил 18-летнего юношу весенний Днепр. По-видимому, с этого первого посещения Киев стал мечтой Гоголя, городом его надежд, с которым он мысленно связывал свою будущую жизнь.

Любовь к Киеву соединялась у Гоголя с любовью к украинской земле. У писателя возникает глубокий интерес к изучению, а позже и к написанию истории Украины, и заниматься этим он мечтал именно в Киеве. Здесь же надеялся преподавать историю русской словесности в университете, совместно со своим другом М. А. Максимовичем предполагал издать сборник украинских песен, осуществлять свои творческие замыслы, наконец, купить дом и навсегда поселиться в древнем городе. Попечитель учебного округа фон Брадке не дал согласия на преподавание Гоголя в университете. Надежды не осуществились, но желание поселиться в Киеве не оставляет писателя. В августе 1834 г. он просит М. А. Максимовича присмотреть и купить для него земельный участок под строительство дома, и обязательно на горе, чтобы видно было хотя бы кусочек Днепра.

Лето 1835 г. Николай Васильевич провел на Полтавщине. Возвращаясь из Васильевки в Петербург, он решил заехать в Киев, несмотря на то, что пришлось сделать лишних 300 километров. На этот раз писатель остановился у М. А. Максимовича, который жил на Печерске.

М. А. Максимович — большой любитель и знаток старины, особенно киевской,— охотно сопровождал гостя по городу. Так, Гоголь посетил Софийский собор, побывал в Киево-Печерской лавре, где на большой колокольне оставил свою подпись, с интересом рассматривал остатки старинных укреплений «града Владимира» и «града Ярослава».

В последний раз Н. В. Гоголь посетил Киев в 1848 г. по возвращении из-за границы. Теперь он остановился у своего товарища по гимназии А. С. Данилевского в доме № 2 по улице Никольской (теперь улица Январского восстания). И снова Гоголь любуется Киевом и его окрестностями. По воспоминаниям современников, особенно часто бывал он на Андреевской горе, у церкви В. В. Растрелли и с высоты любовался Подолом и Днепром.

Через всю жизнь пронес Н. В. Гоголь любовь к Киеву, часто обращаясь к нему в своих произведениях «Вий», «Страшная месть» и «Тарас Бульба».

Похожие сочинения

  1. Обзор творчества Н.В. Гоголя
    ...Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  2. Гоголь-сатирик
    Работая над \\\"Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем\\\", Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области \\\"скучного\\\". Она широка, эта область - от внешне...смотреть целиком
  3. Видимый миру смех в произведениях Гоголя
    Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь Своей карающею лирой. Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя! Н. А....смотреть целиком
  4. Преемственные связи с творчеством Гоголя у А. Н. Островского
    Значительное влияние Гоголя испытал на Себе и А. Н. Островский. Он очень высоко оценивал роль Гоголя-драматурга. «Наша сценическая литература, — заявлял Островский в конце 50-х годов, — еще бедна и молода, это правда; но с Гоголем она стала на твердой...смотреть целиком
  5. Толстые и тонкие по Гоголю
    Я считаю, что в делении на толстых и тонких, первично не то, какое положение в обществе занимает человек (это лишь следствие), а то, какое место он сам себе в нём отводит. Кто ищет, тот всегда найдёт. Время Чичикова, как и любое другое, подсобляет тем,...смотреть целиком
  6. Гоголь — последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот  Новое!
    Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высоко­идейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям» и создают...смотреть целиком
  7. Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Портрет».)
    Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”. ...смотреть целиком