В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате «Херсонес». К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. «Херсонес» и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин.

После карантина писатель жил в доме А. А. Трощинского (двоюродного брата своей матери) на Надеждинской улице (ныне — улица Гоголя). Здесь он встречался с братом Пушкина Львом, который в то время служил в таможне, а также с представителями демократической интеллигенции города.

Вторично Н. В. Гоголь прибыл в Одессу 24 октября 1850 г., снова остановился у А. А. Трощинского и здесь всю зиму усердно работал над вторым томом «Мертвых душ».

О пребывании Гоголя в Одессе в 1850—1851 годах сохранились воспоминания В. Н. Репниной, А. П. Маркевича, О. О. Чижевича и других. Из них наиболее интересны воспоминания А. П. Толченова — актера Одесского театра. Гоголь посещал спектакли этого театра, репетиции, при этом делал свои замечания актерам, требуя от них «естественности и жизненной правдивости», читал артистам свои произведения. Писатель часто бывал в доме князя В. Н. Репнина, который жил в доме Кандыбы на углу Херсонской и Торговой улиц (теперь угол Па стера н Красной Гвардии). В этом доме для Гоголя была отведена особая комната, где он работал над вторым томом «Мертвых душ». Летом он часто бывал на даче Репниных у Малого Фонтана.

Только 27 марта 1851 г. он отправился на Полтавщину. Уезжая из Одессы, Гоголь мечтал возвратиться сюда. Но осуществить свое желание ему было не суждено — через год писатель ушел из жизни. Для создают карту гоголевских мест в Одессе, а также карту путешествий писателя из Москвы в Одессу, оттуда — в Васильевку. С помощью карты можно мысленно проехать по городам и станциям, ответить на вопросы: С какой целью Гоголь предпринял поездку в Одессу? С кем он там встречался? Нашли ли отражение в его произведениях впечатления от знакомств с Одессой?

Похожие сочинения

  1. Значение творчества Гоголя для русской литературы
    Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений — все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении...смотреть целиком
  2. Литературное произведение как отражение взглядов автора (по творчеству Н. В. Гоголя)
    “Мертвые души” все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями — “с подлинным верно”. В. Розанов Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского...смотреть целиком
  3. Социально историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя
    Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного,...смотреть целиком
  4. Знакомые незнакомцы?
    Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь?...смотреть целиком
  5. Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...смотреть целиком
  6. Взаимосвязь творчества Гоголя и Пушкина  Новое!
    И комедия Гоголя отзывается на «Евгения Онегина» так, как на литературную новость и принято отзываться: новинку подхватывают, из нее черпают те или иные характеры, слова и словечки. Ее переиначивают, а героя ее рядят в новые одеяния, ставят в новые положения....смотреть целиком
  7. Образ кривого зеркала в произведениях Гоголя  Новое!
    Чичиков, глядящийся в кривое зеркало, - мотив очень значительный. «Ах, Павел Иванович…» - говорит Чичикову старин Муразов. - «Я думаю о том, какой бы из вас был человек если бы так же, с силою и терпением, да подвизались бы на добрый труд, имея лучшую...смотреть целиком