Несколько статей писем книги Гоголь посвятил поэзии, русской литературе. Это- статьи \" О лиризме наших поэтов\", \"Предметы для лирического поэта в нынешнее время\", \" В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность?\" Но всем им предшествует короткая статья \" О том, что такое слово\", в которой Гоголь пишет о необходимости бережного отношения со словом, выражает здесь Евангельское понимание его. В Евангелии Христос сказал: \"Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадут о нем слово в день судный\". Гоголь применяет эти слова по отношению к писателю и в предостережении пишет:\"
Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. Беда произносить его писателю в те поры, когда он находится под влиянием страстных увлечений ‹...›, словом - в те поры, когда не пришла еще стройность его собственная душа...\" (т.6, с.2О-21). И, далее:\"Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уст ваших!\" (т.6, с.21). Последняя фраза - точная цитата из Послания к Ефессянам Св. ап. Павла (Еф.4, 29).
Гоголь в статье говорит о высоком назначении писателя и поэта, о высокой ответственности его пред Богом и перед людьми, потому что его дело связано со словом! (Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово....\" (т.6, с.21).
В статье писатель рассуждает о том, какой строгий суд ожидает писателя за сказанные им слова - \" Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще. (т.6,с. 19). Таким судом судил себя и сам Гоголь. Подтверждение тому - уничтоженный второй том \"Мертвых душ\", резкая оценка собственного творчества - \" не мое дело поучать проповедью. Искусство и без того уже поученье\". Такое же серьезное и глубокое отношение к литературе мы встречаем в его письмах.
Письмо \"О лиризме наших поэтов\" обращено к В.А. Жуковскому. В нем автор отмечает высокий лиризм, присущий русским поэтам: \" В лиризме наших поэтов есть что-то такое, чего нет у поэтов других наций, именно- что-то близкое к библийскому, - то высшее состояние лиризма, которое чуждо движений страстных и есть твердый возлет в свете разума, верховное торжество духовной трезвости\".(т.6, с.37). Далее, он расскрывает особенности этого лиризма: \" \"Этот лиризм уже ни к чему не может возноситься, как только к одному, верховному источнику своему - Богу. Он суров, он пуглив, он не любит многословия, ему приторно все, что ни есть на земле, если только он не видит на нем напечатления Божьего.\"(т.6, с.37).
В статье \"В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность\" Гоголь указывает источники этого лиризма: \" Еще тайна для многих этот необыкновенный лиризм - рождение верховной трезвости ума, - который исходит от наших церковных песней и канонов\". (т.6,с.164). А в настоящем письме пишет о двух предметах, вызывающих этот близкий к библейскому лиризм - это Россия и любовь к царю. В письме Гоголь расскрывает высокое значение монарха - \" что такое монарх вообще, как Божий помазанник, обязанный стремить вверенный ему народ к тому свету, в котором обитает Бог...\" (т.6, c.42). Поддержкой его мыслям звучат слова Пушкина, помещенные в письме:\" Зачем нужно, - говорил он, чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон - дерево: в законе слышит человек что-то жесткое и небратское. С одним буквальным исполнителем закона недалеко уйдешь: нарушить же или не исполнить его никто не должен: для этого-то и нужна высшая личность, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти\" (т.6, с.43) - писал Гоголь. В своем письме он цитировал стихи Державина и Пушкина, обращенные к государям. Особенно много вспоминает Гоголь стихотворений Пушкина, посвященных царю - \" К Н***, \"Друзьям\", \"Герой\", \"Пир Петра Первого\".
Сам Гоголь имел искреннюю веру в необходимость царского правления на русской земле, был глубоко предан императору Николаю 1. В письме к графу А.П. Толстому от 2 января 1846 года н.ст. из Рима он с благоговением описывал то, как увидел Государя. Он писал:\"Бог да спасет его и да внушит ему все, что ему нужно, что нужно истинно для доставления счастья его подданным. Если он молится и если молится та сильно искренне, как он действительно молиться, то, верно, Бог внушит ему весь ход и надлежащий закон действий. \"Сердце царя в руке Божией \",- говорит нам Божий глагол\". (т.9, с.323). Гоголь обращался к Государю императору Николаю Павловичу дважды - в декабре 1846 г, прося выдать ему паспорт на полтора года перед путешествием в Иерусалим; и около 16 января н.ст. из Неаполя, когда он просил особо рассмотреть главы\"Выбранных мест\", исключенные цензурой. Отношение Гоголя к государю отразилось и в его произведениях - в \" Повести о капитане Копейкине\", включенной в поэму \"Мертвые души\", -Копейкин решил отправиться в Петербург просить монаршей милости.
Гоголю были известны и отношенья государя с Пушкиным. В письме «О лиризме наших поэтов» есит такие слова: «Только по смерти Пушкина обнаружилось его истинные отношения к государю» (т.6, с. 46). Гоголь знал письмо В. А. Жуковского отцу поэта С. Л. Пушкина, в котором он описывал последние дни Пушкина. Жуковский писал о том, какая тесная связь была у Пушкина с государем: «При начале своего царствования он ео себе присвоил.... он следил за ним до последнего его часа; бывали минуты, в которые, как буйный, еще неостепенившийся ребенок, он навлекал на себя неудовольствие своего хранителя, но во всех изъявлениях неудовольствия со стороны государя было что-то нежное, отеческое.\" (В.А.Жуковский. Соч.6т., изд. 7-е под ред. П.А.Ефремова, Спб. 1848, т.6,с.9). Жуковский передает, что перед отъездом доктора, Оренту Пушкин сказал:\" Попросите государя, чтобы он меня простил\". ( Жуковский В.А., т.6, с.11). И государь ответил Пушкину письмом:\" Если Бог не велит нам более увидеться, посылаю тебе мое прощение, и вместе мой совет: исполнить длог христианаский. О жене и детях не беспокойся: я их беру на свое попечение.\"(Жуковский В.А., т.6, стр.12). Жуковский так описывал эту сцену: \" Около полуночи фельдегерь с повелением немедленно ехать к Пушкину, прочитать ему письмо, собственноручно государем к нему написанное, и тот час \" обо всем донести\". \"Я не могу, я буду ждать\",- приказывал государь Аренту.(Жуковский В.А.,т.6,с.12).
И когда Жуковский подошел к умирающему Пушкину и спросил:\" Может быть увижу государя, что мне сказать ему от тебя?\" И Пушкин ответил:\" Скажи, что мне жалб умереть, был бы весь его\". (Жуковский В.А.,т.6,с.14).
Когда во второй раз Арент приехал от государя, Пушкин сказал:\" Жду царского слова, чтобы умереть спокойно.\" (Жуковский В.А., т.6, с.14). И последние слова Пушкина, обращенные к государю были:\" Скажи государю, что я желаю ему долгого, долгого царствования, что я желаю ему счастья в его сыне, что я желаю ему счастья в его России\".(Жуковский В.А., т.6,с. 15). Таковы были отношения государя с великим русским поэтом. Слова Жуковского, сказанные в том же письме, наверное, совпадали с мнением Гоголя:\"Редкий из писателей, помолясь над гробом, не помолился в то же время за государя и можно сказать, что это изъявление националной печали о поэте было самым трогательным прославлением его великодушного покровителя\". (Жуковский В.А., т.6,с.21).
Пятнадцатая глава - \"Предметы для лирического поэта в нынешнее время\" (Два письма к Н.М.Языкову написаны на основании двух писем Н.М.Языкову - от 2 и 26 декабря н.ст. 1844 года. Оба письма, положенные в основу главы, написаны по поводу стихотворения \"Землятрясение\", которое было включено в качестве примера в \"Учебную книгу словестности\", написанную Гоголем в 1845 году. В этих письмах Гоголь советовал поэту :\" Одних нужно поднять, других попрекнуть: поднять тех, которые смутились, от страхов и бесчинств, их окружающих: попрекнуть тех, которые в святые минуты небесного гнева и страданий дерзают предаваться буйству всяких скаканий и позорного мгновения\". (Жуковский В.А., т.6,с.64). Этот совет Гоголь дает на основании собственного опыта: и в \"Мертвых душах\"\' и в \" Выбранных местах...\" он пытается прежде всего повлиять на души людей. В своей поэме он в ярких образах показал страсти, живущие в человеческой душе, чтобы читатель, пораженный их убожетвом, пожелал освободиться от них, в \"Выбранных местах ...\" Гоголь прямо высказывал и упреки (\"Близорукому приятелю\", \"Советы\", \"Нужно любить Россию\" и др.), и готовность протянуть руку помощи (\"Напутствие\"). В письме к Н.М.Языкову от 26 декабря н.ст. 1844 года Гоголь говорил об этой возможности лирического поэта:\" И один только лирический поэт имеет теперь законное право так попрекнуть человека, так с тем вместе воздвигнуть дух в человеке\". (т.9, с.279). В том же письме есть строки, очень близкие опубликованным в книге:\"...Упрек, и еще сильнейший, может быть упадет на тех, которые осмеливаются даже в такие святые минуты Божьего посещения пользоваться смутностью времени ..\" (т.9,с. 279). Он также пишет:\"А если хочешь быть еще понятней всем, то, набравшись духа библейского, опустись с ним, как со светочем, во глубины русской старины и в ней порази позор нынешнего времени и углуби в то же время глубже в нас то, перед чем еще позорнее станет позор наш. Стих твой не будет вял, не бойся, старина даст тебе краски и уже одной собой вдохновит тебя! Она так живьем и шевелится в наших летописях\". (т.6,с.64).
Гоголь долгое время сам изучал летописи и обращался к историческим сюжетам. В 1842 году им был написан \"Тарас Бульба\". Над этим произведением Гоголь начал работать в конце 1833 года, в период своего увлечения всеоющей историей и историей Украины. \"Тарас Бульба\" был написан на основании тех документов и исторических произведений, которые изучал тогда Гоголь. Последняя статья, написанная на эту тему в книге - \" В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность\". В этой статье присутствуют и размышления Гоголя о путях русской литературы, и своеобразный обзор поэзии от Ломоносова до современных Гоголю поэтов. Эта статья тесно связана с опытом Гоголя \"Учебная книга словесности\", которая была им задумана, скорее всего, в 1830 году, когда он, по совету Пушкина, начал писать \" Историю русской критики\". Сам Гоголь был хорошо знаком с такими книгами.
В письме Гоголя к Н.М.Языкову от 15 февраля 1844 года, в котором он указывает поэту на отсутствие лиризма в его последних стихах, Гоголь пишет о различии между лирическим и описательным талантом:\" Не суждено лирическому поэту быть спокойным созерцателем жизни, подобно эпическому. Не может лирическая поэзия, подобно драматической, описывать страдания и чувстства другого.\"(т.9, с.223). В этом же письме примером для лирического поэта Гоголь называет псалмы Давида:\"Все тут сердечный вопль и непритворное восторгновение к Богу. Вот почему остались они как лучшие молитвы, и до сих пор в течение тысячелетий низводит утешение в души. ‹...›.
Но из твоей души должны исторгнуться другие псалмы, не похожие на те, из своих страданий и скорбей исшедшие, может быть более доступные для нынешнего человечества, потому что и самые страдания и скорби твои более доступны нынешнему человечеству, чем страдания и скорби Давидовы\". (т.9,с.225). Подобно тому, как в \"Учебной книге словесности\" Гоголь указал три вида поэзии, в статье \"В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность\" Гоголь говорит о трех источниках русской поэзии, которые можно соотнести с этими тремя родами. Источником \" лирического рода\" можно назвать народную песню и \"церковные песни и каноны\", \" повествовательно-драматический\" род соотносится с пословицей, а \"описательный, или драматический\" род со \"словом церковных пастырей\". Эти три источника, указанные в статье (\"Струи его пробиваются в наших песнях ... в пословицах наших... в самом слове церковных пастырей.\").(т.6, c.147), были источниками творчества и для Гоголя. Русские народные песни Гоголь очень любил и собирал. Им даже была написана статья \"О малороссийских песнях!\" В 1833 году он так писал о них Максимовичу: \" Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все эти черствые летописи, в которых я теперь роюсь, пред этими звонкими, живыми летописями!\" Пословицы Гоголь широко использовал в \"Мертвых душах\", при помощи которых он давал ясное понятие о своих героях. Эпиграфом к \"Ревизору\" также послужили русские пословицы:\" На зеркало нача пенять, коло рожа крива\". А \"Слово церковных пастырей\" или мысли, выраженные в произведениях духовных писателей, особенно отразились в \"Выбранных местах из переписки с друзьями\".
В статье можно найти и автобиографические моменты. Среди многих поэтов Гоголь упоминает и В.В.Кайниста : \" от одного только Кайниста послышался аромат истинно душевного чувтсва и какая-то особенная антологическая прелесть, дотоле незнакомая\".(т.6,с.154). Василий Афанасьевич Гоголь, отец писателя, и Василий Васильевич Кайнисти были давно знакомы. Кайнист жил в Обуховке, по соседству с Гоголем. В.А.Гоголь был уездным предводителем дворянства, Кайнист - губернским предводителем, потом губернским судьей.
По воспоминаниям матери, он даже говорил с маленьким Николаем Гоголем. А в июле 1813 года Державин приезжал в Обуховку, где видел Н.В.Гоголя, т.к. они в то время там гостили.
В своих статьях Гоголь высказал особое мнение о русских литераторах. В письме от 29 октября 1848 года он писал графине А.М.Виельгорской:\"Когда случится вам видеть Питиева, не забывайте его расспрашивать о всех русских литераторах, с которыми он был в сношениях. Эти люди были более русские, нежели люди других сословий\".(т.9,с.441). Многие страницы своей книги Гоголь посвятил А.С.Пушкину, в котором он отмечал высоту души и истинно русские черты:\"Как он весь оживился и вспыхивал, когда шло дело к тому, чтобы обличить участь какого-либо изгнанника или подать руку падшему! Как выжидал он первой минуты царского благоволения к нему, чтобы заикнуться не о себе, а о другом несчастном, упадшем! Черта истинно русская\". (т.6,стр.46-47).