Вообразите, что мы странствуем улицами старой Одессы, которые тихо сбегают к морю. Кажется, что в этой части города другое течение жизни, будто попадаешь в прошлое. Где-то далеко остались современные здания, будничный шум, а здесь все преисполненное памяти и какого-то таинственного, непостижимого призыва. Давайте прислушаемся...
Долго пришлось бы пересчитывать имена художников, которые жили в этих старых домах, ходили по этой же мостовой, вдыхали морской бриз. Ни один из них не остался равнодушным к Южной Пальмире и по-своему отобразил ее в творчестве. Назовем известнейшие из имен позапрошлого столетия. Еще раз взглянем на портреты великих поэтов А.Пушкина, А.Мицкевича и Н.Гоголя. Нет, я не ошиблась на слове, когда отнесла к поэтам великого украинца Николая Васильевича Гоголя. Его пейзажи, лирические отступления, безусловно, - высокая поэзия в прозе. Он и сам показал свою принадлежность к плеяде поэтов, определив жанр главного произведения своей жизни - поэмы \"Мертвые души\". Извне они принадлежат к абсолютно разным типам людей.

Он подобен тысячам обычных лиц украинцев, которые нас окружают, немного на нас самих.

Давайте внимательнее вглядимся в выражения глаз поэтов. Не кажется ли вам, что у каждого из них взгляд одновременно направлен на нас и погружен в себя, откуда черпали и отдавали людям свою непостижимую силу гениев народного духа.
Много общего мы нашли в биографиях этих трех, на первый взгляд, таких разных художников XIX столетия. Они были почти ровесниками, благосклонная судьба свела их для дружбы. Каждый из них был одарен неповторимым талантом. Все трое сделали свои первые шаги в литературе романтиками, позднее - каждый нашел собственный путь в искусстве и им поднялся к художнику мирового масштаба. Как истинные гении, они высоко ценили самобытные таланты друг друга, щедро делились сюжетами, творческими находками, никогда не повторяясь.


Нас привело в удивление то, что маршруты их путешествий Украиной почти полностью совпадали географически, они общались с теми же людьми, но все это некогда не совпадало во времени. Не пришлось встретиться им и в Одессе. По разным причинам попали писатели к нашему городу: А Пушкин и Адам Мицкевич как политические изгнанники; М.В.Гоголь в 1848 году возвращался из Италии, зимой 1850-51 г. приехал в поисках желательного тепла: переутомление, слабое здоровье заставили его покинуть холодную Москву.

Первый период пребывания М.В.Гоголя короткий: 16 апреля - 5 мая 1848 года.




Работа с картой старой Одессы. (Группа краеведов отмечает на карте маршрут М. В. Гоголя флажками).

Давайте возвратимся назад во времени ровно на 160 лет и посмотрим глазами Николая Васильевича с борта фрегата \"Херсонес\" на молодую Одессу. Перед ним приоткрывалась панорама города с прямыми широкими улицами. Здесь не было тесных темных переулков, присущих старым городам. Поодаль высились строительные леса - город разрастался, хорошел на глазах. Но близлежащая к морю часть приводила в удивление своей четкостью и совершенством.

Пассажир, который возвратился на родину со Святой Земли - Иерусалима, почти инкогнито сошел на берег, но к городу попал только через две недели. На Юге России свирепствовала холера, поэтому по суровому закону санитарный карантин был обязательным для всех подорожных. Двери карантинного помещения были закрыты для всех, но редактор газеты \"Одесский вестник\" А.Г.Тройницкий сумел уговорить начальника таможни Льва Сергеевича Пушкина впустить его на минутку к писателю. И вот утром. И город взорвался! Целые толпы людей пленили площадь перед входом в порт, чтобы поздравить своего кумира, но попали к нему лишь далекий родственник по матери А.А.Трощинский и знакомый М.Г.Тройницкий. Посетителям было тяжело разговаривать, так как их разделяли ряды проводов. Гоголь был растроган такой встречей. Он расспрашивал о городе, интересовался, много ли в нем книжных магазинов, или любят его жители читать. Писатель попросил принести ему поэму \"Мертвые души\", журналы, местные газеты. Даже находясь в карантине, М.В.Гоголь не прекращал настойчивой работы над вторым томом \"Мертвых душ\".

Жители Одессы тогда страдали от многих бед: не было вдоволь питьевой воды, из-за отсутствия деревьев никуда было спрятаться летом от палящего солнца, зимой - от пронзительного ветра, часто поднимались пыльные бури, а еще страшнее была грязь.
В музее мы обратили внимание на старую литографию \"На Преображенский площади\". Налетела пыльная буря, превратив день в ночь, в сплошной туче пыли только угадываются согнутые силуэты людей.

Когда в конце концов шли дожди, даже центральные улицы превращались в трясины. Наиболее ловкие жители переходили улицы на ходулях - высоких деревянных ботинках, других за 5-10 копеек (тогда большие деньги), в зависимости от глубины лужи, переносили специальные носители, иногда носитель со своим пассажиром на плечах погружались в грязь по пояс. А с обеих сторон то пылевого, то грязевого потока рождались и тянулись вверх прекрасные белые дворцы будущей жемчужины возле моря.
Остается только догадываться, почему задержался М.В.Гоголь на пять месяцев? Возможно, потому, что успел полюбить Одессу, а возможно, потому, что влюбился...
Он остановился на той же улице Надеждинской, в доме №11 своего родственника, генерала А.А.Трощинского. В отдельном флигеле на втором этаже Гоголю было отведено две комнатушки. Каждое утро он начинал молитвой, а уже потом брался за свою титаническую работу над вторым томом поэмы \"Мертвые души\". Выходил на свежий воздух не раньше четвертого часа и наблюдал, как бурно изменяется ландшафт города. На глазах у писателя палитра молодой Одессы все больше насыщалась белыми и зелеными цветами.

Признательные одесситы увековечили память о великом сыне Украины: улица Надеждинская носит имя Гоголя, на доме №11 установлена мемориальная доска, а в одной из круглых ниш оперного театра - бюст писателя, ему посвященная большая экспозиция в литературном музее, и даже 1 апреля - в день его рождения - празднуется любимейший одесский праздник Смеха.

Сегодня мы полистали еще одну страницу литературной истории Одещини, посвященной человеку великой души - Николаю Васильевичу Гоголю. Мы гордимся тем, что наш край стал близким писателю: здесь ему легко дышалось и работалось, он порывался возвратиться сюда. Или многим городам Украины выпала такая высокая честь? Как видим, его мечта осуществилась, и он возвратился к нам навсегда, точнее, Гоголь некогда и не оставлял наш край.

Похожие сочинения

  1. Обзор творчества Н.В. Гоголя
    ...Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  2. Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
    К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском...смотреть целиком
  3. Социальный гуманизм Гоголя
    При изображении обездоленных «маленьких» людей Гоголь нередко использует, как уже отмечалось, сочувственный юмор. Но комический элемент здесь сливается с трагическими началами. Создавая образы «власть имущих», писатель нередко рисовал мнимую трагичность...смотреть целиком
  4. Отображение творчества Гоголя в искусстве
    Освещая эту большую тему, я должен рассказать о том, что Гоголь с детства любил народные песни и тонко их понимал. Об этом говорится в монографии В. Беркова «Гоголь и музыка» и статье И. Злотниковой’, а в книге Г. Тюменевой «Гоголь и музыка» (М., 1966)...смотреть целиком
  5. Говорящие фамилии в творчестве Н. В. Гоголя  Новое!
    Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был и Н.В.Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии, которые, к слову сказать, принадлежали исключительно...смотреть целиком
  6. Н. В. Гоголь в Одессе
    В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате «Херсонес». К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. «Херсонес» и все...смотреть целиком
  7. Пьесы Гоголя — поэзия в действии  Новое!
    Различные писатели и критики, и прежде всего те, кто; исповедует принципы так называемого авангардного искусства, постоянно пытались истолковать произведения Гоголя в духе излюбленных ими творческих идей. В кого только не превращали его эти писатели...смотреть целиком