Доходы говорят об отсутствии в городе какого-либо производства, об убогом масштабе торговли и всей его хозяйственной жизни. Самые значительные расходы города шли на богоугодные заведения и на содержание полиции.

В архивных документах отражается и борьба, которая постоянно велась между полицмейстером и городским головою: полицмейстер и подчиненные ему лица — частный пристав, смотритель острога и прочие служащие в полиции — всеми правдами и неправдами стремились захватить те средства, которыми распоряжалась городская дума. Споры шли об оплате думой «съезжих изб», где находились во время разбора дел нарушители порядка и прочие лица, совершавшие преступления, о доставке фуража для лошадей пожарной команды, о доставке дров для отопления помещений полиции и острога. Все эти столкновения порождали бесконечную вражду, писание кляуз и даже судебные разбирательства. Нередко полицмейстер поносил городского голову на рыночных площадях и в прочих местах скопления народа, громогласно заявляя, что его место в остроге. Полицмейстер не подчинялся никаким увещеваниям губернского правления и изо всех сил боролся за то, чтобы быть полным хозяином в тех местах, где есть возможность получать деньги с населения!

Ну как здесь не вспомнить гоголевского городничего с его частным приставом и квартальными надзирателями? «Городничий… Да смотри: ты! ты! я знаю тебя: ты там кумаешься да крадешь в ботфорты серебряные ложечки,— смотри, у меня ухо востро!.. Что ты сделал с купцом Черняевым, а? он тебе на мундир дал два аршина сукна; а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь! ступай!».

При чтении статей И. Ф. Павловского о жизни Полтавы на память все время приходят известные страницы гоголевских произведений. «Заботились, — пишет Павловский, — и об освещении улиц, на что город тратил всего 300 рублей в год. Освещали по вечерам только в праздничные дни». Ну, как тут не вспомнить «Мертвые души» и город ]Ч, где улицы освещались только светом из обывательских окон, а светло было только у дома губернатора, на бал к которому был приглашен Чичиков. «При рекрутском наборе дума, — пишет Павловский, — выдавала по 30 копеек в сутки на рекрута»’. И опять невольно вспоминаешь реплику городничего: «…Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет» (IV, 24).

Но совсем не обязательно говорить о Полтаве, которую хорошо знал Гоголь, или о Чернигове, который мог быть известен писателю, — жизнь любого города того времени содержит черты, нашедшие воплощение в «Ревизоре». Так, например, современник Гоголя А. В. Никитенко (1804—1877) приводит в своих «Записках» и «Дневнике» сведения о жизни уездных городов, имеющих много общего с тем городком, в котором неожиданно оказался Хлестаков.

В юности А. В. Никитенко жил в маленьких уездных городах. «Замечательный город, — пишет он, — был в то время Острогожск». Но и его будни были неприглядны.

Осенью и весною, как почти все города того времени, Острогожск «буквально утопал в грязи. Его немощеные улицы становились непроходимыми: среди них, как в месиве, барахтались пешеходы и вязли волы с возами. Немало было у нас толков о сооружении мостовой. По этому поводу даже затеялась переписка с губернскими властями. Дума ассигновала нужные деньги. Переписка тянулась годы, а от денег скоро и след простыл. Город тем временем выгорел, и дело о мостовой кануло в вечность: ее там и до сих пор нет. Да теперь Острогожску и не до мостовой. Он очень обеднел, его умственный уровень понизился, и он больше ничем не отличается от самых заурядных уездных городов наших» (стр. 93).

Никитенко пишет о тягостях жизни обывателей Острогожска. Слава самого образованного города края вызывала особое нерасположение всех губернских властей. Острогожск был у власти «как бельмо на глазу», ибо «хищничество» властей «нигде не встречало такого упорного протеста, как там».

Балашов и все подчиненные ему чиновники отлично умели внушать страх и использовать это чувство страха для выколачивания поборов у подвластного населения.

«При въезде в ревизуемый город его первой задачей было — задать как можно больше страху. Особенно доставалось городскому голове: ему приходилось отвечать за то, что в городе не было тротуаров, мостовых, каменных гостиных дворов, дерев вдоль улицы — одним словом, всего того, чем генерал-губернатор любовался за границей. Покривившиеся лачуги с заклеенными бумагой окнами, камышевые и соломенные крыши на деревянных строениях, немощеные улицы, все это оскорбляло в нем чувство изящного. Он не давал^себе труда вникать в причины таких явлений, но с бюрократическою сухостью относил их к разряду беспорядков, устранимых полицейскими мерами. Что у-*ерода нет средств, что обыватели чуть ли не умирают с голода — все это такие мелочи, о которых высокому сановнику было невдомек.

Уезжая, он отдавал полиции строгий приказ все исправить к его следующему приезду, то есть воздвигнуть тротуары, каменные рынки и т. д. Городской голова почесывал затылок, городничий покрикивал на десятских, те сновали по домам, понуждая жителей озаботиться украшением города. Но проходило несколько недель, все успокаивалось и оставалось по-старому».

Похожие сочинения

  1. Значение творчества Гоголя для русской литературы
    Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений — все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении...смотреть целиком
  2. Обзор творчества Н.В. Гоголя
    ...Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  3. Гоголь-сатирик
    Работая над \\\"Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем\\\", Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области \\\"скучного\\\". Она широка, эта область - от внешне...смотреть целиком
  4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕНИ (Обзор творчества)
    ...Придет ли времячко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  5. Образы слуг у Гоголя и Гончарова
    Н. В. Гоголь в своих произведениях впервые поднял тему "идиотизма" рабства, забитого, бесправного и безнадёжного существования. В поэме не раз всплывает эта тема: и в Петрушке, с его странным способом читать книги и чертами его унылого облика;...смотреть целиком
  6. Почему Гоголь использует именно художественную деталь как главное средство психологизма  Новое!
    Детализация – это особый художественный приём, который необходим для создания максимально полного образа. Через деталь можно показать какую-либо комическую ситуацию, обозначить что-то типическое в героях или, напротив, подчеркнуть индивидуальные черты....смотреть целиком
  7. ПОЧЕМУ ГЕРОИ Н.В. ГОГОЛЯ КАЖУТСЯ НАМ "ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ"?
    Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он...смотреть целиком