Страница: [ 1 ]  2  

Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось.

Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. \"Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность\" писал Гоголь. Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. Но все же их стало меньше.

Герои поэмы \"Мертвые души\", созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам \"знакомыми незнакомцами\". Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Мани-лова и ему подобных ждать нельзя. Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее чиновничество России. Слова \"маниловщина\" стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться они пьянствуют, разгильдяйничают.

Долг помещика организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. \"Маниловщина\" больше самого Манилова. \"Маниловщина\", если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю России. Провинциальный помещик Манилов подражал \"первому помещику России\" Николаю 1 и его окружению. Гоголь изобразил \"маниловщину\" верхов через ее отражение в провинциальной среде. \"Маниловщина\" Николая 1 и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью\", писал Лихачев. А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая \"Мертвые души\", этот герой кажется нам \"знакомым незнакомцем\".

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из \"тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов\". Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку \"дубиноголовой\". Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие Коробочки очень распространены. Только в наше время эти люди превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему. Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева\"историческим человеком\". Болтовня, хвастовство, вранье самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев \"человек-дрянь\". Он держит себя развязно, нагло и имеет \"страстишку нагадить ближнему\".

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого \"омедведила\" система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?

Другим героем \"Мертвых душ\" является Плюшкин, как бы венчающий галерею губернских помещиков. \"Прореха на человечестве\", так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличий. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам \"знакомым незнакомцем\".

\"Мертвые души\" потрясли всю Россию\", отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но он считал своим долгом перед Россией и народом \"показать, хотя с одного боку, всю Русь\". Он писал: \"Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости\". Эта мысль не покидала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой \"Мертвые души\".

Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя новая в русской литературе. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: \"Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой\". Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам \"знакомым незнакомцем\", ведь и сейчас жизненной философией многих наших \"предпринимателей\" стал лозунг: \"Зацепил поволок, сорвалось не спрашивай\".

Многие считают, если \"прямой дорогой не возьмешь\", то \"косой дорогой больше напрямик\". Да и вообще, творчество Гоголя представляется нам как галерея \"знакомых незнакомцев\". Вспомним Хлестакова из комедии \"Ревизор\". Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? \"Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал ктонибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться\", писал сам Гоголь.

Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам \"знакомыми незнакомцами\". Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, по ним воспитывают. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Обзор творчества Н.В. Гоголя
    ...Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  2. Город в творчестве Н. В. Гоголя
    Кипящая меркантильносщ Н. В. Гоголь Николай Васильевич Гоголь — писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Безусловно, оля существовала и до Гоголя, но в его творчестве она обрела неповторимое звучание. Соединяясь с реалистическим...смотреть целиком
  3. Сатирический гений Н. Гоголя
    В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею...смотреть целиком
  4. Петербурские повести Гоголя - Новый взгляд на город
    Сегодняшнее писательское искусство признает Н.В. Гоголя своим наставником. Он был один из выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета,...смотреть целиком
  5. Значение сюжета в произведениях Гоголя  Новое!
    Важную и своеобразную роль в произведениях Гоголя играет сюжет. Неоднократно высказывалась мысль, что для автора «Мертвых душ» сюжет не имел существенного значения. Он будто бы пользовался любым интересным случаем или анекдотом для создания повествовательных...смотреть целиком
  6. Своеобразие реализма Н.В. Гоголя
    Для того чтобы понять, в чем заключается своеобразие реализма Н.В. Гоголя, необходимо обратиться непосредственно к объяснению этого литературного понятия и, опираясь на него, найти нестандартные способы реализации этого художественного принципа в комедии...смотреть целиком
  7. Гоголь — последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот  Новое!
    Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высоко­идейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям» и создают...смотреть целиком