Детализация – это особый художественный приём, который необходим для создания максимально полного образа. Через деталь можно показать какую-либо комическую ситуацию, обозначить что-то типическое в героях или, напротив, подчеркнуть индивидуальные черты. Приём детализации используется, как правило, в эпических произведениях.
Н.В.Гоголь – признанный мастер детализации. Деталями наполнена не только масштабная по своему замыслу поэма «Мёртвые души», но и драматическое произведение – комедия «Ревизор». Самый яркий тому пример – немая сцена. В ней автор, напоминая и своим героям, и зрителям о Страшном Суде, подробно описывает позы, в которых замирают герои. Так, например, останавливается «посредине в виде столба, с распростёртыми руками и закинутой назад головою».
Приём детализации иногда используется для создания комического эффекта. В конце 1-го действия городничий пытается надеть вместо шляпы коробку, что показывает его волнение, страх перед Хлестаковым, которого все чиновники уездного города приняли за ревизора.
Хлестаков, в кульминационной сцене - сцене вранья, рассказывает о супчике, который \"прямо на пароходе приехал из Парижа\" и арбуз у него на столе «в семьсот рублей арбуз».


Деталь может выступать не только как средство индивидуализации, но и как средство типизации. Так, например, готовясь к встрече с «ревизором», городничий, собрав чиновников, даёт указания каждому. Он знает, что творится в каждом ведомстве: в богоугодных заведениях больные «выздоравливают как мухи», ходят в грязных колпаках, в присутственном месте у Ляпкина-Тяпкина гусята ходят, а на самом видном месте арапник висит. Эти детали, как нельзя лучше характеризуют не только персонажей, но и город, всю Россию.
Сюжет поэмы \"Мёртвые души\" переполнен описаниями, как эпическими, так и лирическими отступлениями. В главах, посвящённых посещениям Чичиковым помещиков, можно выделить свой микросюжет.
Сначала Чичиков въезжает в поместье, его встречает помещик (здесь идёт описание поместья, портрет помещика, интерьер, подробно описывает автор угощенье), кульминация – разговор Чичикова с помещиком о продаже мёртвых душ, затем отъезд главного героя. И в каждом из этих описаний Гоголь использует множество деталей. Например, характеризуя Плюшкина, называя его \"прореха на человечестве\", указывает, что дом бывшего рачительного хозяина был похож на исполинский замок, что говорило о былом богатстве, а сейчас жилище напоминало дряхлого инвалида. Улицы в деревне были очень чисты, но не оттого, что крестьяне их убирали, а оттого, что сам Плюшкин с утра выходил на своеобразную охоту: тащил в дом всё, что находил на улице.
Описывая Манилова, первого помещика, к которому приехал Чичиков, автор использует такую портретную деталь, как «чересчур переданный сахар» в приятные черты его лица. Интерьерные детали (кресло, затянутое рогожей, два разных подсвечника), предметные детали (заложенная на 14 странице книга, аккуратные пирамидки выбитого из трубки пепла) – всё это помогает создать образ и охарактеризовать этого персонажа.
Деталь для гоголевского произведения жизненно важна. Без неё нет Гоголя с его аппетит

Похожие сочинения

  1. Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.
    Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского. Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как "агитатор, горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические томики, как живой...смотреть целиком
  2. Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
    К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском...смотреть целиком
  3. Гоголь и его произведения  Новое!
    Н.В. Гоголь наряду с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым считается создателем нового направления в русской литературе XIX в. – реализма. Изображение социально-бытовых подробностей жизни обыкновенного человека (социально-бытовая детализация), взаимоотношения...смотреть целиком
  4. Манилов и Собакевич в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Николай Васильевич Гоголь – талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме «Мертвые души» при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает никчемнейших людишек, но облеченных...смотреть целиком
  5. Размышления над прочитанной книгой. Выбранные места из переписки с друзьями Н. В. Гоголя  Новое!
    Была на то воля промысла, ҹтобы непостижимая слепота пала на глаза многих. Будь то не мертвые души, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезай инаҹе, есть тот и разбойник. Н. В. Гоголь Может...смотреть целиком
  6. Лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
    “Обилие” лирических отступлений в столь важных, возможно центральных, произведениях двух писателей — Пушкина и Гоголя — объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями. Попробуем же проследить эту схожесть и отличия и понять место лирических...смотреть целиком
  7. Говорящие фамилии в творчестве Н. В. Гоголя  Новое!
    Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был и Н.В.Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии, которые, к слову сказать, принадлежали исключительно...смотреть целиком