Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/gogol/_self/riad_slozhnih_voprosov_tvorchestva_gogolia/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102




Имя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. Через пять лет после гибели Пушкина Белинский с полным основанием писал, что Гоголь - «великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России…». Обладавший уникальным художественным дарованием, Гоголь был писателем-гражданином, смотревшим на свой литературный труд как на самоотверженное служение родине и великую ответственность перед «грозным и правдивым потомством». Называя своим учителем Пушкина, Гоголь вместе с тем остро ощущал те новые задачи, которые вставали перед русской литературой в 30-40-е годы.

В его произведениях углубляется социальная критика действительности, происходит ее сатирическое осмеяние. Но Гоголь велик как силой своего художественного отрицания, так и утверждающим пафосом - страстной устремленностью к добру и красоте, жаждой «воцарить» их на земле. Он совмещает в своем лице пленительного лирика, фантаста, сказочника - и язвительного сатирика; писателя, творящего мир своего «солнечного» идеала, - и писателя, раскрывшего «пошлость пошлого человека» и «мерзости» российских порядков, давшего, по словам Белинского, «микроскопический анализ» жизни, добравшегося до самых ее «корней»; великого романтика - и самого «решительного» основоположника русского критического реализма XIX в.; творца «восторженного», «светлого» смеха - и художника, пережившего в конце жизни мучительный идейный кризис, пришедшего к трагическому «самосожжению».

Еще при жизни Гоголя вокруг его произведений и самого его имени началась борьба. Она продолжалась после смерти писателя и отразила напряженные идеологические и социально-политические конфликты русской жизни.

Н. В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля н. с.) 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло в небольшом имении его отца Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского - Васильевке. Впечатлительная, нервная натура мальчика формировалась в атмосфере домашнего уюта, бабушкиных сказок, поэтичной и яркой природы Украины. Детские впечатления формировали любовь Гоголя к литературе и театру. Его отец был создателем нескольких украинских комедий.

Гоголь учился сначала в Полтавском училище, а затем в 1821 г. поступил в только что открывшуюся в Нежине гимназию Высших наук. В ней наряду с людьми реакционных взглядов оказалась группа молодых профессоров, энциклопедически образованных, приверженцев прогрессивных идей. Большое влияние на лицеистов имел профессор естественного права Н. Г. Белоусов. Следуя в своих лекциях идеям просветителей и немецкой классической философии, он развивал концепцию «врожденных» прав людей, их равенства. О прогрессивности воззрений Белоусова свидетельствует возникшее в 1827 г. в Нежинской гимназии «дело о вольнодумстве», закончившееся отрешением «опальных» профессоров (Белоусова, Шапалинского, Зингера, Ландражина) от должности. Гоголь был одним из любимых учеников Белоусова, часто бывал у него дома, пользовался его книгами, тщательно записывал его лекции.




Страстным увлечением Гоголя был театр. Силами лицеистов были организованы регулярные театральные представления. Гоголь был душой этого театра, ставил пьесы, с увлечением писал декорации и блестяще играл роли, главным образом комические.

Из гимназии Гоголь вынес горячую приверженность просветительским идеям, любовь к литературе и искусству, яркую романтическую настроенность. Мир романтического искусства (русского и зарубежного) определял мироощущение юного Гоголя. Впоследствии писатель так вспоминал эти годы: «Лета поэзии… Немецкая поэзия далеко уносила меня тогда вдаль, и мне нравилось ее совершенное отдаление от жизни и существенности. И я гораздо презрительней глядел тогда на все обыкновенное и повседневное». Гоголь поэтизирует состояние энтузиазма, духовного горения, «кипения чувств». Снижение интенсивности духовных порывов рассматривается как угроза омертвения души. Романтическая в своем генезисе идея прекрасной «живой души» навсегда останется центральной в миропонимании Гоголя. Жизнь представлялась юному Гоголю героическим подвигом во имя человечества, «для счастия граждан». «Быть в мире и не означить своего существования - это было для меня ужасно» (X, III). «Перебрав в уме» все возможные должности, Гоголь, видимо, под влиянием лекций Белоусова останавливается на юстиции и на этом поприще мечтает бороться с «неправосудием» как «величайшим в свете несчастьем». В юношеских заявлениях Гоголя важно отметить, с одной стороны, иллюзии о возможности борьбы с несправедливостью при существующих в России порядках, а с другой - абсолютную непримиримость ко злу, романтический максимализм идеала.

Гоголеведение достигло значительных успехов. Собран большой фактический материал. Сделан ряд ценных наблюдений над художественным своеобразием произведений, их связью с фольклором, зарубежной литературой. В то же время высказывались и ошибочные суждения. Получило распространение мнение, высказанное в 70-е годы А. Н. Пыпиным, о противоречии между Гоголем-художником и мыслителем. Продолжая эту версию, Д. Н. Овсянико-Куликовский писал об инстинктивном характере его гения. Гоголь изолировался от умственной жизни своего века. Одностороннее освещение получил вопрос об идейном кризисе Гоголя. Трагедию великого писателя часто связывали с сугубо личными причинами, объясняли ее особенностями психологического склада. Выдвигалась и ошибочная мысль о том, что творчество Гоголя не имело развития и не знало перелома и кризиса. Советское гоголеведение представлено огромным количеством исследований.

Однако ряд сложных вопросов творчества Гоголя до сих пор остается недостаточно исследованным и продолжает вызывать споры. Еще не вполне выяснены причины и характер идейного кризиса Гоголя. Предстоит дальнейшая работа по изучению его художественного мастерства и стиля. Дискуссионной является проблема творческого метода Гоголя, роли и значения романтизма и соотношения романтизма и реализма в его произведениях. Вопрос о связи Гоголя с романтизмом возник еще в дореволюционном литературоведении. Большое внимание ему уделила декадентская и символистская критика. Но она изображала Гоголя не романтиком, по сути дела, а предтечей декадентства и символизма. Эти традиции продолжены рядом современных буржуазных исследователей. Отказываясь видеть в Гоголе реалиста, зарубежные исследователи В. Набоков, В. Эрлих, Д. Чижевский, В. Сечкарев и др. рассматривают его творчество вне социальных проблем, как выражение «гротескового кошмара» и ужаса перед инфернальными силами. Романтизм Гоголя лишается жизненности, от него часто проводятся прямые линии к модернизму.

В российском литературоведении Гоголя долго рассматривали почти исключительно как реалиста. Между тем необходимость детального рассмотрения своеобразия творческого метода Гоголя и его связей с романтизмом давно осознавалась. В последнее время в связи с утверждением более глубокого и разностороннего представления о романтизме, его истории и роли в формировании критического реализма проблема романтизма в творчестве Гоголя оказалась актуальной. Появился ряд работ, в которых она была поставлена (Н. Л. Степанова, Ф. 3. Кануновой, Ю. В. Манна, А. В. Чичерина, И. В. Карташовой, В. П. Казарина и др.). Но в целом изучение Гоголя через призму романтической эстетики и поэтики только начинается, здесь предстоит еще многое сделать.

Похожие сочинения

  1. Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.
    Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского. Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как "агитатор, горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические томики, как живой...смотреть целиком
  2. Литературное произведение как отражение взглядов автора (по творчеству Н. В. Гоголя)
    “Мертвые души” все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями — “с подлинным верно”. В. Розанов Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского...смотреть целиком
  3. Женские образы в произведениях Н.В. Гоголя
    Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму жизни России. Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он не жалеет родину, а показывает...смотреть целиком
  4. Библиотека в Сорочинцах посвященная творчеству Гооголя
    В Сорочинцах нашлись люди, которые по собственному почину стали собирать библиотеку музея. Один из них — Г. С. Брайко — ездил в Москву и Ленинград, скупал бесценные издания Гоголя у букинистов. Иные из букинистов не верили, что в Сорочинцах можно сохранить...смотреть целиком
  5. Раскрытие характера Хлестакова
    Гоголь предостерегал от понимания своих персонажей как карикатурных и гротесковых: «...никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа». И «оттого еще глубже сердечное содрогание» зрителя. Сам писатель считал, что самым сложным и «трудным»...смотреть целиком
  6. Сатира Гоголя
    В 30-е годы прошлого века Россия после недапнего восстания декабристов пережи.вал.а тяжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые...смотреть целиком
  7. Новаторство Гоголя-драматурга
    В ответ на замечание Аксакова, что современная русская жизнь не дает материала для комедии, Гоголь сказал, что это неправда, что комизм кроется везде, что, живя посреди него, мы его не видим; но что . Похоже, что в этой фразе и заключается общий смысл...смотреть целиком