На сцене — портрет Гоголя работы Ф. Д.. Моллера, под ним — слова писателя: «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России». В левом углу — столик и кресло для исполнителя роли автора. В противоположном — верстовой столб, символизирующий дорогу. 1-й ведущий. Сегодня речь пойдет о великом русском писателе Н. В. Гоголе, очень необычном человеке и чрезвычайно талантливом художнике слова, о его надеждах и разочарованиях, о страстной любви к Родине, о его трагических «поисках живой души».

На верстовом столбе появляется плакат с надписью: «Месяца марта 20 числа (1 апреля) 1809 г.— начало пути». 2-й ведущий. Существовало предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть в Сорочшщы. И потом всю жизнь Гоголь называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу.

1-й ведущий. Дорогу, которая началась 1 апреля 1809 года, дорогу — в поисках счастья, в поисках правды, смысла жизни, высокого предназначенья.

Автор (выходит, сменяя ведущих, с папкой, в которой— исписанные листы; говорит, подсматривая в них). В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем (а задумываться о будущем я начал рано, в те поры, когда все мои сверстники думали еще об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий, что я сделаю даже что-то для общеге добра (садится за стол, раскладывает листы).

На верстовом столбе появляется надпись: «Нежин-Пегербург». На сцену выходит юноша. Читает вдохновенно:

* Благослови тот дивный миг,
* Когда в поре самолознанья,
* В поре могучих сил твоих
* Тот, небом избранный, постиг
* Цель высшую существованья;
* Когда не грез пустая тень,
* Когда не славы блеск мишурный
* Его тревожит ночь и день
* Его влекут в мир шумный, бурный,
* Но мысль и крепка, и бодра
* Его одна объемлет, мучит
* Желаньем блага и добра;
* Его трудам великим учит.
* Для них он жизни не щадит.
* Вотще безумно чернь кричит:
* Он твёрд средь сих живых обломков.
* И только слышит, как шумит
* Благословение потомков.

Автор. Мне хотелось в сочиненье моем выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые еще не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые еще недостаточно всеми осмеяны и поражены… Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так эти достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня тоже был запас, поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом. На столбе: «Московский цензурный комитет» (выносит один из «цензоров» и вешает).

Председатель выходит первым. Автор с болью, удивлением, негодованием прислушивается к разговору, Голохвастов (председатель, голосом «древнего римлянина»). Мертвые души! Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть, автор вооружается против бессмертия. Вслед выходят цензоры, по их возбужденным лицам видно, что спор на сцене — продолжение ранее начатого разговора.

Автор (подняв голову от рукописей). Може

Похожие сочинения

  1. Город в творчестве Н. В. Гоголя
    Кипящая меркантильносщ Н. В. Гоголь Николай Васильевич Гоголь — писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Безусловно, оля существовала и до Гоголя, но в его творчестве она обрела неповторимое звучание. Соединяясь с реалистическим...смотреть целиком
  2. Сатирический гений Н. Гоголя
    В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею...смотреть целиком
  3. Н.В. Гоголь в современной литературе
    Историко-биографическая проза о великом писателе переболела всеми болезнями роста этого жанра. Несколько изданий выдержала трилогия В. Авенариуса «Школа жизни великого юмориста». Автор ее достаточно добросовестно и обстоятельно скомпоновал биографические...смотреть целиком
  4. Развитие темы «Маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
    Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Вообще же образ «ма-ленького человека» таков: это не знатный, а бедный,...смотреть целиком
  5. Говорящие фамилии в творчестве Н. В. Гоголя  Новое!
    Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был и Н.В.Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии, которые, к слову сказать, принадлежали исключительно...смотреть целиком
  6. Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни
    Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести...смотреть целиком
  7. Преемственные связи с творчеством Гоголя у А. Н. Островского
    Значительное влияние Гоголя испытал на Себе и А. Н. Островский. Он очень высоко оценивал роль Гоголя-драматурга. «Наша сценическая литература, — заявлял Островский в конце 50-х годов, — еще бедна и молода, это правда; но с Гоголем она стала на твердой...смотреть целиком