Н.В. Гоголь и А.С. Грибоедов являются писателями девятнадцатого века. Прошло уже много лет, но их произведения живы, так как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы
показывают на страницах своего произведения нового человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало. Типу такого «делового» человека в творчестве Грибоедова соответствует Молчалин из комедии «Горе от ума», а в творчестве Гоголя – Чичиков из «Мёртвых душ». Попробуем сравнить этих героев и выяснить, в чём сходны позиции авторов.
Во-первых, стоит отметить, что сами произведения значительно отличаются друг от друга. «Горе от ума» это комедия в стихах, а «Мёртвые души» поэма, по объёму во много раз превосходящая вышеупомянутую пьесу. И Гоголь, и Грибоедов при описании своих героев используют юмор и сатиру, высмеивая пороки своего времени.
Павел Иванович Чичиков и Алексей Степанович Молчалин начинают свой жизненный путь без денег и родства. Их жизненное кредо во многом схоже. Чичиков предчувствует зарождение нового строя – капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете он ставит деньги, всю жизнь посвятит составлению капитала. Чичиков прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет. Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки. Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется,
Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный налог. Молчалин вначале тоже был безвестным, безродным тверским мещанином, но твердо помнил наставление отца:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского «туза», получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Умны ли герои? Безусловно, их ум, хитрость, изворотливость, абсолютная беспринципность помогает им из всего извлечь выгоду. Но эти герои не внушают ни капли уважения, так как их способности направлены на обман государства и окружающих, пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин
незаменим в фамусовском доме:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…
И Чичиков, переезжая из имения в имение, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова он добрейший человек, с Собакевичем – «кулак кулаком», у Коробочки – гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.
Конечно, общество, в котором вращаются Чичиков и Молчалин, стоит их. Грибоедов запечатлел целую галерею человеческих портретов, где были «знатные негодяи» и подлецы, доносчики и «зловещие старухи». В этом мире без тени смущения меняли
крепостных на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а ученье считали «чумой».
В поэме Гоголя ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», такова их логика, очень страшная и бесчеловечная. Да, Чичиков и Молчалин общаются с мошенниками и плутами, но от этого их поступки не становятся благовиднее, ибо они «мошенники из ошенников», и все их способности и усилия направлены не на благие дела, а на личное обогащение.Но замысел писателя состоит в том, что такие герои не могут стать победителями. Они обязательно оступятся, рано или поздно, это должно случиться. Чичиков впервые промахнулся с Ноздревым. Ему не следовало связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его и сгубило. Молчалину была симпатична Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомёк, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. В результате его двуличие было разоблачено. Художники-гуманисты, Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё
делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и верили, что их родина сможет преодолеть все трудности и выйдет на широкую и светлую дорогу.
В 1835 году Гоголь начал писать поэму «Мертвые души». Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях. Ему хотелось осветить в своем произведении Россию со всех сторон: в первом томе он хотел показать все отрицательные стороны России, а во втором томе нарисовать положительных героев, тех, кто поведет Россию вперед.
Второй том не удался Гоголю, так как современная ему Россия не дала ему типичных характеров тех, кто был бы положительным и мог бы повести страну вперед. Показать собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых было легче, потому что их было в России очень много, их Гоголь видел на каждом шагу, поэтому образы первого тома романа были необыкновенно живыми и волновали русского читателя.
В первом томе предстает целая галерея русских помещиков, чиновников, начиная от мелких и кончая крупными,— всех тех, кого писатель назвал «мертвыми душами», мертвыми потому, что они не только не способствовали продвижению России вперед, но и тормозили ее развитие, потому что своим паразитическим образом жизни они убивали
Первый, к кому приезжает Чичиков — Манилов. Манилов — помещик «средней руки»: у него примерно 200-300 крепостных душ. Он необыкновенно безхозяйственен; он не знает даже, сколько крестьян у него умерло, богат он или беден. Целыми днями он просиживает в своем кабинете, курит и складывает пепел горками различной величины и формы. Когда
с Маниловым начинаешь разговаривать, сообщает Гоголь, то в первую минуту кажется,
что это умный и занимательный человек, но через несколько минут его собеседник
пожимает плечами в недоумении, а еще через несколько минут он с возмущением отходит от него и говорит, что это черт знает, что такое.
Манилов смотрит на жизнь и на людей через розовые очки. На вопрос Чичикова о том, какими являются те или иные помещики, чиновники, тот не слышит от Манилова ни одной отрицательной характеристики. Все они, по его мнению, самые умные, добрые и почтенные люди. Но Манилов хвалит не потому, что он видит в людях хорошее, а потому, что он не видит ни плохого, ни хорошего, а просто привык так говорить обо всем и обо всех.
В образе Манилова Гоголь вывел представителя одного из типов русских помещиков начала XIX века. Прекраснодушие Манилова строится на том, что не нужно думать о своем завтрашнем дне. Крепостничество дает Манилову ощущение полного благополучия окружающей его действительности.
Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме «Мертвые души», встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Во-первых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние черты человека. Во-вторых, его деревня, его поместье, потому что для Гоголя очень важно, каков помещик как хозяин, как он ведет свое хозяйство, как он относится к своим крепостным. В-третьих, вещи, которые его окружают, потому что вещи тоже о многом могут сказать. Например, тяжеловесная мебель в доме Собакевича как будто кричит: «И я тоже Собакевич!» В-четвертых, это речь персонажа, так как в ней открывается его внутреннее содержание.
По меткому определению Белинского, «типичный характер — это знакомый незнакомец».
Типическое — это то, что наиболее распространено, что подсказано самой жизнью, и мы убеждаемся в этом, читая талантливое произведение великого русского писателя.