Сюжетную основу \"Горя от ума\" составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А. Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений.

Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу \"Горя от ума\": \"...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих\"

Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает \"противуречие\" Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — его объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на \"законный\" государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого. \"Сначала он весел, и это порок\" \"Шутить и век шутить, как вас на это станет!\" Он слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки \"Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол\" Не терпит подлости: \"Ах! Боже мой, он карбонарий\". Кто-то со злости выдумал о нем, что он \"сумасшедший, никто не поверил, но все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков\". Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — \"века нынешнего\" и \"века минувшего\".

Центральным героем поэмы \"Мертвые души\" является Павел Иванович Чичиков, и выделяется он на общем фоне прежде всего деятельностью, активностью Это фигура предпринимателя — новая в русской литературе Гоголь показывал, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: \"Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой\" Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович прикладывает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам \"знакомым незнакомцем\", ведь и сейчас жизненной философией многих наших \"предпринимателей\" стал лозунг: \"Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай\". Многие считают, что если \"прямой дорогой не возьмешь\", то \"косой дорогой больше напрямик\". Да и вообще творчество Гоголя представляется нам как галерея \"знакомых незнакомцев\". Вспомним Хлестакова из комедии \"Ревизор\". Разве нельзя утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? \"Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться\", — писал сам Гоголь







Я считаю, что в делении на толстых и тонких, первично не то, какое положение в обществе занимает человек (это лишь следствие), а то, какое место он сам себе в нём отводит. Кто ищет, тот всегда найдёт. Время Чичикова, как и любое другое, подсобляет тем, кто хочет, выдвинуться! Каждый индивидуум занимает ту нишу в обществе, которую он сам себе и отвёл. Чичиков сам говорит, о том, что он относится к толстым! Говорит, что он дойдёт до своей цели. У него есть мишень, и он всем своим существом целится в неё!

Толстые и тонкие, по своей сути - люди с разной жизненной самооценкой. У одних - хозяин (главный), у других - раб (подчиненный). И так они и живут, тот, кто знает что он хозяин - хозяин, те же, кто уверенны что они подчиненные - подчиненные! Каждый воспринимается обществом, так, как он себя ему подаёт. Толстые - целеустремлённые люди. Я воспринимаю их как людей, у которых есть цель, и для выполнения которой они выполняют много маленьких \"подцелей\", но в итоге они приходят на финиш жизни победителями. Причина их успеха в том, что они, имея цель. Не отступаются от намеченного пути ни на шаг, и все, что они делают, должно способствовать их продвижению к заветной мечте. Для того чтобы научиться превращать в жизнь свои мечтания, нужно пытаться делать это, а не ждать повеления судьбы! Нужно рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.

Только тогда можно будет прийти к финалу долгой дороги жизни - победителем. Толстые побеждают еще до начала игры в свих мыслях! Они не допускают мысли о проигрыше. Вот в чем секрет их успеха. Тонкие де живут с психологией побеждённого. По моему, самым ярким представителем \"братии\" тонких является Гоголевский Акакий Акакиевич из \"Шинели\". Вон он, человек с рабским разумом. Он может гнуть свою спину на работе, трудиться в сто раз усерднее, чем любой из толстых, да только так он и останется серой мышкой. Уже потому, что в отличие от толстых, которые бегут к какой то целью, пусть плохо бегут, но к цели, тонкие бегают по кругу, и, сколько бы упорства они не приложили, а всё равно - так ничего и не достигнут.