Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.
Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как \"агитатор, горлан, главарь\". Он действительно шагнул к нам \"через лирические томики, как живой с живыми говоря\". Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются с творчеством поэта и выражают его. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.
Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многолика: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями до поэмы о целой стране (\"Хорошо!\"); от антивоенных стихов 10-х годов до нежных, возвышенных поэм про любовь (\"Облако в штанах\", \"Флейтапозвоночник\").
Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанство, быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Если рассмотреть стихотворения Маяковского \"О дряни\" и \"Прозаседавшиеся\", то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр комических приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше \"тихоокеанских галифищ\" и стремления \"фигурять\" в новом платье \"на балу в Реввоенсовете\". Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают суть порока гипербола, сарказм и гротеск.
Для примера проведем параллель между \"Прозаседавшимися\" и \"Ревизором\". И стихотворение Маяковского, и пьеса Гоголя - законченные литературные произведения с завязкой, кульминацией и развязкой. Начало обоих произведений гиперболично: в одном это безнадежные попытки чиновников попасть на несколько заседаний сразу, где обсуждается \"покупка склянки чернил\", а в другом произведении чиновники от ужаса признают в Хлестакове ревизора. Кульминация представляет собой гротеск. В \"Прозаседавшихся\": \"И вижу,
Сидят людей половины.
О, дьявольщина! Где же половина другая?\"
В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в \"Ревизоре\", но по своей абсурдности она не уступает \"Прозаседавшимся\" и характеризуется, например, такими ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в \"таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский\". В развитии \"Ревизора\" Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка \"Прозаседавшихся\" иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, неистребимость бюрократизма.
Если говорить о стихотворении Маяковского \"О дряни\", то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет \"тихоокеанские галифища\", и саркастическое выражение \"мурло мещанина\", и сравнение \"зады, крепкие, как умывальники\". Поэт без стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который \"страшнее Врангеля\".
Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салтыкова- Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в \"Диком помещике\", \"Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил\", \"Истории одного города\". В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. Подобный прием использовал и Маяковский в пьесе \"Клоп\", где Пьер Скрипкин переносится в будущее.
В. В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического и мещанского бытия и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.