Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.
Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как \"агитатор, горлан, главарь\". Он действительно шагнул к нам \"через лирические томики, как живой с живыми говоря\". Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются с творчеством поэта и выражают его. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.
Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многолика: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями до поэмы о целой стране (\"Хорошо!\"); от антивоенных стихов 10-х годов до нежных, возвышенных поэм про любовь (\"Облако в штанах\", \"Флейтапозвоночник\").
Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанство, быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Если рассмотреть стихотворения Маяковского \"О дряни\" и \"Прозаседавшиеся\", то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр комических приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше \"тихоокеанских галифищ\" и стремления \"фигурять\" в новом платье \"на балу в Реввоенсовете\". Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают суть порока гипербола, сарказм и гротеск.
Для примера проведем параллель между \"Прозаседавшимися\" и \"Ревизором\". И стихотворение Маяковского, и пьеса Гоголя - законченные литературные произведения с завязкой, кульминацией и развязкой. Начало обоих произведений гиперболично: в одном это безнадежные попытки чиновников попасть на несколько заседаний сразу, где обсуждается \"покупка склянки чернил\", а в другом произведении чиновники от ужаса признают в Хлестакове ревизора. Кульминация представляет собой гротеск. В \"Прозаседавшихся\": \"И вижу,
Сидят людей половины.
О, дьявольщина! Где же половина другая?\"
В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в \"Ревизоре\", но по своей абсурдности она не уступает \"Прозаседавшимся\" и характеризуется, например, такими ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в \"таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский\". В развитии \"Ревизора\" Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка \"Прозаседавшихся\" иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, неистребимость бюрократизма.
Если говорить о стихотворении Маяковского \"О дряни\", то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет \"тихоокеанские галифища\", и саркастическое выражение \"мурло мещанина\", и сравнение \"зады, крепкие, как умывальники\". Поэт без стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который \"страшнее Врангеля\".
Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салтыкова- Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в \"Диком помещике\", \"Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил\", \"Истории одного города\". В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. Подобный прием использовал и Маяковский в пьесе \"Клоп\", где Пьер Скрипкин переносится в будущее.
В. В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического и мещанского бытия и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.

Похожие сочинения

  1. Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
    Была на то воля промысла, чтобы непо-стижимая слепота пала на глаза многих. Будь то не мёртвые души, а живые души. Нет дру-гой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезай иначе, есть тот и разбойник. Н. В. Гоголь Для раскрытия данной темы...смотреть целиком
  2. Образ города в творчестве Гоголя
    Николай Васильевич Гоголь – писатель, с именем которого связано зарождение в русской литературе жанра сатиры. Безусловно, сатира существовала и до Гоголя, но в его творчестве она обрела неповторимое звучание. Соединяясь с реалистическим изображением...смотреть целиком
  3. Внутренняя структура ряда образов в комедиях Гоголя
    Внутренняя структура ряда образов отмечена сплетением в различных формах видимого благородства и низости, мнимого величия и ничтожества, призрачной активности и реального паразитизма, ложной возвышенности и пошлости. Писатель нередко освещает то, как...смотреть целиком
  4. Гоголь — последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот  Новое!
    Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высоко­идейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям» и создают...смотреть целиком
  5. Чем объяснить силу "Ревизора"
    Сообщение о приезде ревизора для них как гром среди ясного неба. Жизнь местных чиновников течет тихо и безмятежно. Лень, взяточничество, казнокрадство — настолько привычные явления в их городе, что практически официально разрешены. Глава города берет...смотреть целиком
  6. Чем велик Гогол, как писатель и как человек
    Речь пойдет великом русском писателе Николае Васильевиче Гоголе, очень странном человеке и чрезвычайно трудном художнике слова. О его героях и об их приключениях, всегда замысловатых, запутанных, а то и просто невероятных. От власти Гоголя не уйдешь;...смотреть целиком
  7. Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Портрет».)
    Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”. ...смотреть целиком