В 1829 г. Гоголь едет за границу, чтобы рассеять неприятные ощущения по случаю неудавшейся публикации; в этом же году возвращается в Россию, пытается стать актером, живописцем, несколько позже пробует силы в качестве преподавателя истории в дворянском институте. Интерес Гоголя к истории был глубоким и постоянным. Он считал, что «она должна обнять вдруг и в полной картине все человечество», показывая, «каким образом оно из своего первоначального, бедного младенчества развивалось, разнообразно совершенствовалось и наконец достигло нынешней эпохи». Взгляды Гоголя на историю «характеризовались большей прогрессивностью, чем взгляды предшественников и современников: Карамзина, Полевого, Каченовского, Погодина». Но победила, в конце концов привязанность к литературе.

Гоголь не забывает о силах социального угнетения, когда показывает сельского голову, «помыкающего» людьми, «как своими холопьями», губернских стряпчих, грозного заседателя, который «знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна» и т. д. Но эти силы действуют на заднем плане. Они изображены сатирическими красками. Основное внимание автора сосредоточено на поэтических сторонах жизни крестьян. Он описывает ярмарку, зимние и летние празднества, гуляния, забавы «парубков» и «яснооких красавиц». Через эти редкие, но яркие моменты народного, крестьянского быта Гоголь широко и вдохновенно раскрывает положительные качества людей из народа: ум, трудолюбие, искренность в отношениях, склонность к юмору и удальству. «Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя», писал Белинский.

С особой симпатией Гоголь рисует молодежь. Кузнец Вакула готов сделать все для счастья Оксаны. Когда девушка захотела иметь такие же башмачки, как у царицы, Вакула седлает самого черта, едет в Петербург и добывает их для своей возлюбленной. Через шутливо-фантастический эпизод раскрыта сила любви простого кузнеца, его отвага, способность к самопожертвованию («Ночь перед рождеством»). Удаль, смелость, красота присущи Грицько («Сорочинская ярмарка»), Левко («Майская ночь, или Утопленница») и др. Левко подбивает своих друзей «побесить… голову», местного старосту, который причинил немало неприятностей жителям села. Мотив казацкой вольности проходит почти через все рассказы «Вечеров», определяя собой и характер авторской оценки действующих лиц.






Таковы эти «прекрасные», по иронической характеристике Гоголя, люди, «честь и украшение Миргорода». Никчемные дела, примитивные мысли, пошлейшие отношения! Склока целиком захватила их и без того убогие помыслы, стала ареной «деятельности». Самое же печальное состоит в том, что в бессмысленную тяжбу с удовольствием втянулись жители Миргорода, находя в ней живейшую пищу для праздного ума. Этот бытовой факт становится символом социального обобщения: опасен мир стяжательства и бездуховности, порождающий обывателя. Не случайно повесть завершается горестным восклицанием автора: «Скучно на этом свете, господа!»

В поисках антипода обезличенной и пошлой дворянской действительности Гоголь обращается к героической борьбе русского и украинского народов с польскими шляхтичами в XV - XVI вв., запечатлев эту эпоху в исторической повести «Тарас Бульба». В ходе научных исследований, сопровождавших работу над «Миргородом», писатель глубоко осознал значение прошлого, полагая, что оно может «вразумить настоящее, для которого и… существует».

Похожие сочинения

  1. Почему Н. В. Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой
    Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно...смотреть целиком
  2. Гоголь-сатирик
    Работая над \\\"Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем\\\", Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области \\\"скучного\\\". Она широка, эта область - от внешне...смотреть целиком
  3. Гоголь и Украина
    Эта тема включает в себя целый ряд вопросов — пребывание Гоголя на Украине, украинские мотивы в его произведениях, личные связи с деятелями украинской культуры, осмысление писателем истории Украины и т. п. Целесообразно рассмотреть тему в форме заочной...смотреть целиком
  4. Знакомые незнакомцы?
    Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь?...смотреть целиком
  5. Толстые и тонкие по Гоголю
    Я считаю, что в делении на толстых и тонких, первично не то, какое положение в обществе занимает человек (это лишь следствие), а то, какое место он сам себе в нём отводит. Кто ищет, тот всегда найдёт. Время Чичикова, как и любое другое, подсобляет тем,...смотреть целиком
  6. Гоголь открыл читателю мир «маленьких людей»  Новое!
    Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями...смотреть целиком
  7. Душевная широта героев Н.В.Гоголя
    ... Любо, больно па сердце; а душа как будто в раю. Гей, хлопцы! Гей, гуляй!.. Н. Гоголь Черты героизма, свободолюбия, душевной широты, которые позже с такой могучей силой покажет Гоголь в героях повести "Тарас Бульба", проявились...смотреть целиком