Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
Своей карающею лирой.
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
Н. А. Некрасов
Н. В. Гоголь — самый яркий, выразительный писатель золотой эпохи русской литературы. Еще до изучения его творчества в Школе читаются гоголевские малороссийские почти народные сказки “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Они производят сильное впечатление на читателя. Его окружает мир легенды, мистики, что-то неземное, фантастическое, он путешествует на горбу у ведьмы, водит хороводы под Ивана Купалу с веселыми парубками и “ясноокими дивчинами”, любуется украинской природой. Герои произведения — здоровые молодые люди, честные, благородные, любящие жизнь, умеющие преодолевать любые препятствия, даже легко подчинять себе “нечистую силу”, появление которой сопровождается лукавой гоголевской усмешкой. Н. В. Гоголь показывает величие человека, веру в силу народа, в конечную победу добра над злом.
Но в своих последующих произведениях писатель выступает уже не как “добродушный юморист”, а серьезным, глубоким художником, способным решать жизненно важные вопросы. Дальнейшее развитие творчества Н. В. Гоголя идет уже в другом направлении.
“Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений отечественной литературы XIX века. Автор продолжает традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитой комедии Д. И. Фонвизина “Недо росль”. А. С. Пушкин вспоминал: “Как изумились мы этой кни-re, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!”
В своем произведении Н. В. Гоголь показывает мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России. В изображении быта и нравов жителей уездного городишки уже нет места романтике и красоте. Жизнь человека “опутана здесь паутиной мелочных интересов, тут— царство корысти и пошлости”.
Прочитав первую страницу комедии, сразу погружаешься в размеренную, пустую жизнь чиновников: городничий постоянно берет взятки, но “ведет себя очень солидно и серьезно”, почтмейстер, “простодушный до наивности человек”, читает чужие письма у себя в конторе, Бобчинский и Добчинский разносят по всему околотку сплетни.
Этот замкнутый круг, по которому течет жизнь уездного городка, разрывает молодой человек, случайно появившийся в той местности. И его, “худенького, тоненького”, “двадцати трех лет отроду”, “без царя в голове”, принимают за ревизора. Какой переполох тут поднялся!
Каждый совал в руки мнимого чиновника из Петербурга взятку, да побольше, чтобы проверка обошла стороной его заведение. А он, на деле не имеющий ни денег, ни места, ни положения, осмелился просить руки дочери городничего.
Читатель и зритель от души смеются, следя за кокетством Марьи Антоновны и донжуанством Хлестакова. Но, когда улыбка сходит с лиц, невольно встает вопрос, что кроется за этим кокетством и ухаживаниями. А за ними — приспособленчество, ложь, грязь, деградация. Сам автор указывал, что единственным “честным, благородным лицом” в “Ревизоре” является смех, и это очень грустно, а нам, сегодняшним читателям, грустно вдвойне: пороки, изображенные великим сатириком, увы, оказались так же бессмертны, как и само творение.
У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, вкладывает в него самые сокровенные думы. Для Н. В. Гоголя это были “Мертвые души”, поэма, явившаяся, по выражению В. Г. Белинского, произведением, “беспощадно сдергивающим покровы с действительности”. Сатира и философские раздумья о судьбе России, ее народа переплетаются здесь воедино.
Итак, отправимся вслед за героем поэмы Чичиковым в NN. Сущность его затеи состояла в том, чтобы скупить несуществующие души и объявить себя миллионщиком. Он посещает различных помещиков, приобретает их умерших крестьян. Молодой интриган побывал у Собакевича, Коробочки, Плюшкина, Манилова, Ноздрева. Затейливые фамилии, предметы быта, туале та — все отображает нравы, устои, образ жизни помещиков. Мебель огромного Собакевича, будто гордясь, что принадлежит такому хозяину, повторяла его формы: необъятная, несуразная, неуклюжая. Для Коробочки характерны накопительство, стяжательство, у нее все опрятно, чисто, гладко.
Но ее “дубинноголовость” не может не вызвать иронической улыбки. Смех вызывает и Плюшкин, превративший в “прореху на человечестве”, и вдохновенное вранье Ноздрева.
По внешнему облику владетели поместий все разные, но объединяет их утраченная способность по-настоящему видеть, слышать, думать и все возрастающее стремление приобретать материальные блага, положение в обществе, чины по службе. Человек потерял человеческое лицо. А это уже — страшно.
Чичиков искал “мертвые души” среди ушедших из жизни, но не замечал, что их немало среди живых: “коптитель неба”, “увалень, байбак и лежебока” Пентентников; генерал Бетри-щев, тупой, грубый солдафон, перенесший в свое имение армейские нравы; помещик Петр Петрович Петух, “барин-арбуз”, целью жизни которого явилось стремление больше и вкуснее поесть и закормить любого постороннего человека.
В “Мертвых душах” Н. В. Гоголь дерзнул “вызвать наружу все, что-ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи,— всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь”.
Писателю далеко не безразлична судьба России. В своих произведениях он, отображая разные стороны человеческого бытия, выражал мечту о будущем Руси, надежду на появление настоящих, “добродетельных” людей, способных спасти страну.
Автор взволнованно говорит о том времени, когда “предстанет несметное богатство русского духа... Подымутся русские движения. И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов”.
Хочется разделить эту веру с Н. В. Гоголем, что когда-нибудь отношения между людьми будут строиться на глубочайшем уважении к личности, независимо от того, какое место в обществе она занимает, и что не будет среди нас “маленького человека”, “униженного и оскорбленного



Похожие сочинения

  1. Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
    К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском...смотреть целиком
  2. Образ Петербурга в произведениях Гоголя
    Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость...смотреть целиком
  3. Гоголь-сатирик
    Работая над \\\"Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем\\\", Гоголь хочет выявить комическое вне трагических конфликтов жизни, в области \\\"скучного\\\". Она широка, эта область - от внешне...смотреть целиком
  4. Откуда мог появится образ Хлестакова
    Доходы говорят об отсутствии в городе какого-либо производства, об убогом масштабе торговли и всей его хозяйственной жизни. Самые значительные расходы города шли на богоугодные заведения и на содержание полиции. В архивных документах отражается и...смотреть целиком
  5. «Ревизор» — комедия характеров
    Говоря о действующих лицах своей комедии, Гоголь назвал ее единственным честным героем - смех. Действительно, пьеса полна смешных положений, неожиданных ситуаций, комических ошибок, иронических замечаний, саркастических характеристик. Даже сам сюжет...смотреть целиком
  6. Николай Васильевич Гоголь: творческий путь писателя
    «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»,— утверждал Чернышевский, назвавший, как известно, целый период в развитии русской литературы гоголевским периодом. И действительно, творчество Гоголя...смотреть целиком
  7. Хлестаков — один из характерных персонажей комедии Н. В. Гоголя
    Это «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове...». Остановившись в небольшом уездном городке без гроша в кармане, он неожиданно был принят местными чиновниками за ревизора из Петербурга,...смотреть целиком