И комедия Гоголя отзывается на «Евгения Онегина» так, как на литературную новость и принято отзываться: новинку подхватывают, из нее черпают те или иные характеры, слова и словечки. Ее переиначивают, а героя ее рядят в новые одеяния, ставят в новые положения. Намеки, отдельные штрихи, описания развивают, дополняют подробностями. Новинка, таким образом, начинает вторую жизнь. И только что собранный в цельную, завершенную книгу «Евгений Онегин» вдруг отзывается в «Ревизоре». Сам облик угрюмо легкомысленного героя комедии, пасынка столицы Российской империи, претендующего на светский блеск, на изысканность, элегантность,- совершенно очевидная пародия на облик светского йапйу. Воспоминания его о столичной жизни, его пьяные грезы, уснащенные красочными подробностями великосветского быта, прямо, почти без изменений заимствованы из пушкинского романа, из описаний дня Онегина с утра и до вечера. Хлестаков, как сказал бы современный нам школьник, «передирает» Пушкина; и если он, Хлестаков, то и дело превращается в развлекающегося и страдающего Онегина, то порой и в Онегине начинает проглядывать что-то от Хлестакова.

В опубликованной недавно статье Валентина Непомнящего «Начало большого стихотворения» («Вопросы литературы», 2009, № 6) подробно анализируется одна только первая глава пушкинского романа. От большой и сложной проблемы иронии Пушкина, обращенной к индивидуализму как строю мышления и как образу жизни, историк литературы постепенно переходит к выявлению некоторых опорных мотивов романа. Он исследует перечни, перечисления, заполняющие главу, сообщающие ей многокрасочность, жизненную достоверность. И находит «центральный мотив, кристаллизующий и источающий поэтику перечня. Этот мотив - стол». По меткому замечанию историка литературы, для Онегина «весь мир просится на стол, взывает, чтобы им насладились».



Итак, весь мир просится на стол. Стол в романе Пушкина - простейший, явный, наглядный признак сугубо потребительского восприятия мира: мир по логике индивидуалиста принадлежит ему и только ему. Мир как бы обязан поставлять ему свои дары, и они стекаются на обеденный стол Онегина отовсюду, со всей Европы. Но послушаем Хлестакова:


* «Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в! кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе». Семисотрублевый арбуз… Стол с кастрюлькой парижского супа, явно не похожего на тот суп, которым час тому назад Хлестакова из милости попотчевали в трактире: «…Что это за суп? … Никакого вкуса нет, только воняет… Боже мой, какой суп!.. Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супа. Какие-то перья плавают вместо масла…» (вообще с супами в городке дела обстоят как-то особенно скверно, и попечитель богоугодных заведений в виду появления ревизора трусовато лепечет: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос»).

Но над зловонием местных супов, как звезда в тумане, вдруг восходит кастрюля супа, доставленного прямехонько с Елисейских полей. И возвышается она на столе Хлестакова, источая благоуханнейший пар. Боже ты мой, как сказал бы Гоголь, да этот стол переехал в грезы опьяненного Хлестакова прямо из реквизита его аристократического собрата; и кастрюлька с французским супом должна была бы найти свое место «меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым». Географическая всемирность обеденного стола Онегина, конечно же, была замечена Гоголем.. Замечена и … спроецирована в мечты Хлестакова, который, может быть, роман Пушкина даже и полистал или, во всяком случае, слышал о нем: с Пушкиным-то он, по его увереньям, знаком; и в каком-то смысле он, вероятно, прав. А услышав о Пушкине и о его романе-новинке, Хлестаков не замедлил нарядить себя в одежды героя романа, явив, таким образом, какой-то оживший, жутковатый в своей воплощенности «читательский отклик» на историю дум и странствий первого из «лишних людей», кои начали вскоре населять литературу.

Похожие сочинения

  1. Литературное произведение как отражение взглядов автора (по творчеству Н. В. Гоголя)
    “Мертвые души” все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями — “с подлинным верно”. В. Розанов Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского...смотреть целиком
  2. Библиография творчества Гоголя
    «Классической» книгой в помощь много лет была биографическая повесть Юрия Гаецкого «Гоголь», изданная в серии «Школьная библиотека» (М., 1954). Учитель найдет нелицеприятные отзывы об этой книге . Автор ее написал хронику всей жизни Гоголя. Десять проблемно...смотреть целиком
  3. Психология портрета героя в произведениях Гоголя
    Некоторые критики и историки литературы утверждали, что Гоголь, будучи творцом юмористических и сатирических портретов, мало проявлял интереса к изображению психологии человека. Взгляд этот, несомненно, ошибочен. Комическое и сатирическое изображение...смотреть целиком
  4. Быт и нравы провинциальной России
    "Быт и нравы провинциальной России" по одному или нескольким произведениям Гоголя Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех...смотреть целиком
  5. Гоголь открыл читателю мир «маленьких людей»
    Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями...смотреть целиком
  6. Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений
    С 1835 по 1842 г. он создает цикл петербургских повестей в которых показаны трагические контрасты города, захваченного духом наживы, меркантильности («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). В этих условиях гибнут таланты, не сумевшие...смотреть целиком
  7. Три важнейшие стихии в творчестве Гоголя
    Это осмеяние низменного и пошлого, изображение обездоленных «маленьких» людей, обрисовка героических событий и характеров. Эти три качала занимают неодинаковое место в творчестве писателя, но каждое из них составляет существенную его часть. Признавая...смотреть целиком