Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о \"Вечерах\". Пушкин писал издателю \"Литературных прибавлений к \"Русскому инвалиду\": \"Сейчас прочел \"Вечера близ Диканьки\". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов. Ради Бога, возьмите его сторону, если журналисты, по своему обыкновению, нападут на неприличие его выражений, на дурной тон и проч.\".

Юмор и поэтичность повестей Гоголя были отмечены Пушкиным и в рецензии в \"Современнике\" на второе издание \"Вечеров\": \"Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинкам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумлялись мы русской книге, которая заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов…\"

В. Г. Белинский в своих отзывах неизменно отмечал художественность, веселость и народность \"Вечеров на хуторе близ Диканьки\". В \"Литературных мечтаниях\" он писал: \"Гн Гоголь, так мило прикинувшийся пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому неизвестны его \"Вечера на хуторе близ Диканьки\"? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!\"

В статье \"О русской повести и повестях г. Гоголя\" Белинский вновь возвратился к оценке \"Вечеров\": \"Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви\".

Ознакомившись с \"Арабесками\" и \"Миргородом\", Белинский заговорил о реализме как отличительном характере творчества Гоголя. Белинский указывал, что крктика неправильно обратила внимание читателей только на юмор Гоголя, не затронув его реализма. Он писал, что в гоголевских \"Вечерах на хуторе\", в повестях \"Невский проспект\", \"Портрет\", \"Тарас Бульба\" смешное перемешано с серьезным, грустным, прекрасным и высоким. Комизм отнюдь не есть господствующая и перевешивающая стихия таланта Гоголя. Его талант состоит в удивительной верности изображения жизни в ее неуловиморазнообразных проявлениях. Нельзя видеть в созданиях Гоголя один комизм, одно смешное…

Реализм \"Вечеров на хуторе близ Диканьки\" отмечен Белинским и позже: \"Поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами. Однако ж эти оригиналы не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И потому всякое лицо говорит и действует у него в сфере своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится. И ни одно из них не приговаривается: поэт математически верен действительности и часто рисует комические черты, без всякой претензии смешить, но только покоряясь своему инстинкту, своему такту действительности\".

Похожие сочинения

  1. Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...смотреть целиком
  2. Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем
    Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с Гоголем. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись «Мертвых душ» Белинскому, для предоставления последней...смотреть целиком
  3. Библиография творчества Гоголя
    «Классической» книгой в помощь много лет была биографическая повесть Юрия Гаецкого «Гоголь», изданная в серии «Школьная библиотека» (М., 1954). Учитель найдет нелицеприятные отзывы об этой книге . Автор ее написал хронику всей жизни Гоголя. Десять проблемно...смотреть целиком
  4. Женские образы в произведениях Н.В. Гоголя
    Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму жизни России. Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он не жалеет родину, а показывает...смотреть целиком
  5. Художественные особенности творчества Гоголя  Новое!
    Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как ху­дожник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой...смотреть целиком
  6. Тип делового человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя.
    Сюжетную основу "Горя от ума" составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А. Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически...смотреть целиком
  7. Значение сюжета в произведениях Гоголя  Новое!
    Важную и своеобразную роль в произведениях Гоголя играет сюжет. Неоднократно высказывалась мысль, что для автора «Мертвых душ» сюжет не имел существенного значения. Он будто бы пользовался любым интересным случаем или анекдотом для создания повествовательных...смотреть целиком