В произведениях Гоголя реализм обогащается той «социальностью», которая становится в дальнейшем характерной чертой «натуральной школы». С полным основанием В. Г. Белинский назвал Гоголя «социальным писателем». Огромное значение для русской литературы реалистических повестей и комедии Гоголя побуждало некоторых историков литературы рассматривать эти произведения как начало нового периода в ее развитии - «гоголевского».

Но выделение 1835-1842 гг. как особого литературного периода вызывает ряд недоумений, которые едва ли могут быть убедительно разъяснены. Во-первых, можно ли этот период обозначать именем Гоголя, если автор «Ревизора» в течение 1836-1842 гг., т. е. «гоголевского» периода, не выступает в печати? Во-вторых, в 1835 г. еще не завершился «пушкинский» период: в 1836 и 1837 гг. появляются «Капитанская дочка» и «Медный всадник» - великие достижения пушкинского реализма, органически связанные с периодом, начавшимся после 1825 г. В-третьих, 1837- 1841 гг. нужно, скорее, назвать «лермонтовским» периодом истории литературы, так как в это время выходят из печати основные произведения Лермонтова, вносящие в русскую литературу новые, оригинальные начала. Все это заставляет сомневаться в целесообразности выделения 1835-1842 гг. в качестве самостоятельного периода истории русской литературы.

Признание 1825-1842 гг. единым периодом в развитии русской литературы также может быть обосновано.



В чем состояло внутреннее единство этого периода? В чем заключалось его историческое значение? Это был период утверждения реализма в русской литературе. Величайшая роль здесь принадлежала Пушкину, реалистическими произведениями которого новый период начался. Но у великого художника скоро появились последователи и продолжатели в лице Гоголя и Лермонтова, творчество которых свидетельствовало об утверждении реализма в русской литературе. Поэтому появлением их реалистических произведений новый период завершился. При всем своеобразии реализма Пушкина, Гоголя и Лермонтова это был новый художественный метод, определивший дальнейшее развитие русской литературы.

Сторонники выделения в литературном процессе периода 1835- 1842 гг. ссылаются на авторитет революционных демократов, связывавших с именем Гоголя новый период развития русской литературы. Действительно, в статье «Русская литература в 1841 году» Белинский утверждал, что «с Гоголя начинается новый период русской литературы». В ряде своих работ критик глубоко раскрыл новые начала, внесенные в литературу Гоголем. Но вместе с тем он показал и преемственную связь этого великого писателя с Пушкиным. В своем обзоре «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский говорит о Гоголе как о писателе, которому «предоставлено было» «докончить, довершить дело».

В этой статье критик, отмечая огромное влияние Гоголя на русскую литературу, обозначает это явление не понятием периода, а понятием школы, что более соответствует действительным соотношениям в процессе литературного развития. О «гоголевском периоде» в развитии русской литературы писал Н. Г. Чернышевский. Но критик-революционер вкладывал в это понятие более широкое содержание, не совпадающее прямо с литературной периодизацией, как она намечается в советском литературоведении, и тем более с периодом 1835-1842 гг. «…В нашей литературе до сих пор продолжается гоголевский период»,- писал Чернышевский. Он относил к «гоголевскому направлению» передовую литературу 40-50-х годов. Нельзя придавать современное значение и словам Чернышевского о «сатирическом - или, как справедливее будет назвать его, критическом направлении», введение которого в русскую литературу критик приписывает «исключительно Гоголю». Используя нашу терминологию, следовало бы говорить о своеобразном течении реализма, черты которого обозначились в творчестве Гоголя. Это течение возникло внутри того направления критического реализма, которое объединяет Гоголя с Пушкиным, Грибоедовым, Лермонтовым. Глубокую мысль о связи между Гоголем и Пушкиным высказал Н. А. Добролюбов: «Пушкин оказал благотворное влияние, обративши взор народа на дорогу, по которой должны были пройти другие». Пушкин выдвинул перед литературой новые требования. «Вследствие этих требований явился новый период литературы, которого полнейшее отражение находим в Гоголе, но которого начало скрывается уже в поэзии Пушкина».

Для того чтобы достижения гоголевского реализма были закреплены в литературе, необходимо было создание большого произведения. Сам это чувствуя, Гоголь задумывает «Мертвые души» как большое полотно. Но первый том поэмы вышел только в 1842 г. За это время русский реализм обогатился еще одним замечательным реалистическим романом - «Героем нашего времени» Лермонтова.

Похожие сочинения

  1. Похождения Чичикова
    - Держи, держи, дурак! - кричал Чичиков Селифану. - Вот я тебя палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь, с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу, казенный экипаж. ПРОЛОГ Диковинный сон... Будто бы в царстве теней, над...смотреть целиком
  2. Отображение творчества Гоголя в искусстве
    Освещая эту большую тему, я должен рассказать о том, что Гоголь с детства любил народные песни и тонко их понимал. Об этом говорится в монографии В. Беркова «Гоголь и музыка» и статье И. Злотниковой’, а в книге Г. Тюменевой «Гоголь и музыка» (М., 1966)...смотреть целиком
  3. Гоголь и Украина
    Эта тема включает в себя целый ряд вопросов — пребывание Гоголя на Украине, украинские мотивы в его произведениях, личные связи с деятелями украинской культуры, осмысление писателем истории Украины и т. п. Целесообразно рассмотреть тему в форме заочной...смотреть целиком
  4. Гражданский пафос творчества Гоголя
    Высокая гражданственность творчества великого русского писа-теля Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разо-блачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить. С негодованием гово-рит...смотреть целиком
  5. Почему Н. В. Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой
    Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно...смотреть целиком
  6. Петербурские повести Гоголя - Новый взгляд на город
    Сегодняшнее писательское искусство признает Н.В. Гоголя своим наставником. Он был один из выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета,...смотреть целиком
  7. Общественное значение творчества Гоголя
    Сложно и противоречиво было творчество Гоголя, жившего в то «ро­ковое и переходное время», по его собственному выражению, когда «почти у всякого ночь и тьма вокруг». Но передовая мысль и его современников, и читателей последующего времени четко выделяла...смотреть целиком