Страница: [ 1 ]  2  

\"Ревизор\" принадлежит к тем произведениям, которые захватывают читателей и зрителей мгновенно и словно врасплох. Казалось, вся читающая Россия думала, говорила и спорила о пьесе. \"Ревизор\" сразу же стал фактом не только литературной, но и общественной жизни.

В разноголосице толков и споров о пьесе наметилось три главенствующих мнения. Одни видели в комедии дерзкую клевету на существовавшие в России порядки, подрыв авторитета дворян и чиновников. Другие воспринимали пьесу как забавный и непритязательный фарс. Наконец, передовая русская критика увидела в \"Ревизоре\", по выражению Герцена, \"ужасную исповедь современной России\", выстраданный протест против несправедливости и произвола.

\"Ревизор\" ломал привычные представления о комедии и о комическом. Казалось, в гоголевской пьесе кроется какая-то тайна. Ее чувствовали и зрители, и читатели комедии. Многих из них неотступно преследовал вопрос: чем объяснить силу \"Ревизора\"?

Бросалось в глаза, например, что у Гоголя не было завзятых злодеев, которых обычно выводила комедия XVIII- начала XIX века. Каждый из персонажей \"Ревизора\", по выражению Гоголя, \"не душой худ, а просто плут\". А между тем все \"вместе кажется уже чем-то громадным, преувеличенным, карикатурным\", так что, выходя из театра, многие невольно спрашивали: \"Неужели существуют такие люди?\"

Или еще одно \"противоречие\" \"Ревизора\". Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла \"смешнее черта\", как обещал драматург Пушкину (который, как известно, подсказал ему сюжет комедии). Но, как подводное течение, зарождается в \"Ревизоре\" грустное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. Наконец, в последней, \"немой сцене\" оно прорывается наружу, обрушиваясь и на действующих лиц, и на зрителей мощной волной.

Знаменитая \"немая сцена\" - еще одна загадка \"Ревизора\". Она в корне противоречила всем существовавшим в то время поэтическим нормам. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия - рассказом городничего о двух крысах \"неестественной величины\", суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора и т. д. и т. п., закончится трагически - страшным оцепенением \"всей группы\"?

Конечно, у Гоголя было \"особенное намерение\" - ив отношении последней сцены, и всей комедии в целом. Но это \"намерение\" нельзя рас крыть вне пьесы, заполучив к ней так называемый ключ. Увидеть, \"намерение\" драматурга можно только в самой комедии, в развитии ее действия в особенностях ее построения Раскрывая впоследствии историю своего \"авторства\".

Гоголь писал- \"Я решился собрать все дурное, какое я знал, и за одним разом над ним посмеятся -вот происхождение \"Ре визорa\". Стоит обратить внимание на широту задачи, поставленной драматургом:

посмеятся одним разом над всем..

Художник всегда обобщает, он всегда придает частному факту, запечатленному в произведении, значение более широкое. Но обобщение В \"Ре визоре\" достигает особенно высокой степени. Некоторые современники Гоголя считали, что драматург - по цензурным соображениям написал аллегорию, что под видом уездного города им им отображена столица русской империи - Петербург. Едва ли это так: Гоголю по складу его творческой манеры. была чужда аллегория . Сила пьесы - не в иносказительных

намеках, а в особом принципе отбора жизненных явлений. Свой уездный город\" писатель однажды назвал \"сборным городом всей Темной стороны\". В частности он уделял внимание его устройству.

В этом городе есть все как в маленьком государстве. Тут и юстиция и Просвещение, и почта, И здравоохранение И своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений) и, конечно, полиция. Гоголь во многом отступил от реальной структуры тогдашнего уездного города: передал ряд сходных функций одному лицу, ввел новые \"ДОЛЖНОСТИ , что даже давало повод упрекать писателя в анахронизмах И \"незнании\" русской жизни Но Гоголь воспользовался этим правом xудожника ради широты и универсальности задачи.

Гоголевский город последовательно иерархичен и так сказать, пирамидален: на вершине его, кик маленький царек, восседает- городничий

Есть в городе и свой бомонд; И свое дамское общество, в котором первенствует опять-таки семейство городничего; и свое общественное мнение; и свои поставщики новостей в липе юродских помещиков Бобчинского И Добчинского.

А внизу, под пятой чиновников И полицейских течет жизнь простого люда. Мы больше ощущаем эту жизнь за кулисами чем видим ее. Но в четвертом действии те. кого городничий несколько обобщенно называет \"купечеством да гражданством\", прорываются на сцену Вслед ча купца ми. которые еще могут отделаться взятками идут беззащитные перед властями

слесарша и унтер-офицерша, а там , как сообщает ремарка появляется \"какая-то фигура во фризовой шинели, с небритою бородой, раздутою губой и перевязанной щекой , за нею в перспективе показывается несколько других\". Если бы не сопротивление Хлестакова, утомленного \"приемом\", мы бы еще многих увидели из тех . кому власти приходятся \"солоно\". Гоголь оставляет открытую \"перспективу\' в глубь городской жизни

До последних строк комедии. По крайней мере по реплики городничего: \"Чему смеетесь\'\' - Над собою смеетесь\'\" и до самой \"немой\" сцены в пьесе нет ничего, что бы указывало на ее символическое значение. Гоголь везде подчеркнуто \"локален\", он как бы всецело захвачен лишь про исходящими в городе событиями. Но глубина перспективы этих событий исподволь подводит к обобщению. Возникает образ пострашнее самой широкой аллегории. Благодаря свой цельности и органичности гоголевский город словно зажил самостоятельной жизнью. Он стал минимально-необходимой \"моделью\", соотносимой с другими, подчас более крупными явлениями.

Время, когда жил и творил Н.В.Гоголь, было отмечено крупными общественно-историческими событиями.

Детские годы писателя совпали с разгромом Наполеона в Отечественной войне 1812 года, выходом России на широкую международную арену. Юношеские годы Николая Гоголя относятся к периоду, когда декабристы строили планы революционного переустройства России, а затем открыто выступили против самодержавия и крепостничества. На литературное поприще Н.В.Гоголь вступил в пору жестокой политической реакции. Его творческая деятельность развивается в 30-40-е годы XIX века, когда правящие круги Николая I стремились искоренить всякое свободомыслие, общественную самостоятельность.

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» приобрело общественно-важное значение не только потому, что автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России, но и потому, что своей комедией писатель призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Гоголь не разделял идеи революционного переустройства общества, но он свято верил в очищающую силу смеха, верил в торжество справедливости, которая непременно победит, как только люди осознают всю гибельность дурного. Итак, в своей пьесе Н.В.Гоголь ставит перед собой цель - «смеяться сильно» над всем, что «достойно осмеяния всеобщего».

В комедии «Ревизор» местом действия автор избирает маленький провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Героями пьесы Н.В.Гоголь делает городских чиновников и «лицо фантасмагорическое», Хлестакова. Гениальность автора позволила ему на примере небольшого островка жизни раскрыть те черты и конфликты, которые характеризовали общественное развитие целой исторической эпохи. Он сумел создать художественные образы громадного социального и нравственного диапазона.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Город в творчестве Н. В. Гоголя
    Кипящая меркантильносщ Н. В. Гоголь Николай Васильевич Гоголь — писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Безусловно, оля существовала и до Гоголя, но в его творчестве она обрела неповторимое звучание. Соединяясь с реалистическим...смотреть целиком
  2. Сатирический гений Н. Гоголя
    В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею...смотреть целиком
  3. Н.В. Гоголь в современной литературе
    Историко-биографическая проза о великом писателе переболела всеми болезнями роста этого жанра. Несколько изданий выдержала трилогия В. Авенариуса «Школа жизни великого юмориста». Автор ее достаточно добросовестно и обстоятельно скомпоновал биографические...смотреть целиком
  4. Женские образы в произведениях Н.В. Гоголя
    Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе. Никто более не умел в такой живой и юмористической манере обрисовать широчайшую панораму жизни России. Конечно, прежде всего художника интересуют недостатки, он не жалеет родину, а показывает...смотреть целиком
  5. Тип делового человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя.
    Сюжетную основу "Горя от ума" составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А. Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически...смотреть целиком
  6. Сочинение по творчеству Гоголя: В поисках живой души
    На сцене — портрет Гоголя работы Ф. Д.. Моллера, под ним — слова писателя: «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России». В левом углу — столик и кресло для исполнителя роли автора. В противоположном — верстовой столб, символизирующий дорогу....смотреть целиком
  7. Тип делового человека в произведениях Грибоедова и Гоголя  Новое!
    Сюжетную основу "Горя от ума" составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А. Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически...смотреть целиком