Важную и своеобразную роль в произведениях Гоголя играет сюжет. Неоднократно высказывалась мысль, что для автора «Мертвых душ» сюжет не имел существенного значения. Он будто бы пользовался любым интересным случаем или анекдотом для создания повествовательных форм, развития драматического действия. «Как неорганичны,— писал, например, В. Вересаев,— все гоголевские сюжеты, как они случайны и нетипичны». Несомненно, что это необоснованное суждение. Разве сюжет, скажем, «Тараса Бульбы» случаен и нетипичен? Нельзя не видеть того, что сюжет этот правдиво отражает развитие событий, отношения людей, борьбу украинского парода против польского панства в первой половине XVII века. Неужели всерьез можно толковать о неорганичности сюжета «Мертвых душ», имея в виду, что путешествие Чичикова, его операции по скупке мертвых душ и являются исходным; моментом создания замечательных типов? Скорее наоборот, «Мертвые души» это образец органического слияния сюжета со всем содержанием поэмы-романа.
Органичность сюжета нередко смешивается с чем-то обиходным, со своего рода среднеарифметическим событием или рядом таких событий, которые якобы и должны быть положены в основу всякого художественного произведения. Все то, что не укладывается в эту среднеарифметическую величину, объявляется случайным, неорганичным. Однако трафарет и типичность вовсе не одно и то же. Сюжет вполне закономерен и органичен, если он способствует выявлению существенных, характерных черт жизненных явлений.

Сюжеты в произведениях Гоголя всегда выполняют именно такую роль. Но самые формы их построения различны. Сюжеты «Тараса Бульбы» и «Ревизора» отличаются один от другого по своей внутренней структуре так же, как существенно отличаются, скажем, сюжеты «Старосветских помещиков» и «Носа». Стремясь полнее воплотить типические черты обыденных характеров, Гоголь нередко прибегает к «чрезвычайному» или «необыкновенному» событию как движущему началу сюжетного развития. В основе сюжета «Ревизора», как уже отмечалось, лежит «чрезвычайное» событие, и эта «чрезвычайность» как раз и помогает глубже выявить социально-психологический облик героев комедии. «Совершенно невероятное событие» в «Женитьбе» ярко освещает характеры ее действующих лиц; событие это не только не заслоняет повседневного, того, что составляет сущность бытия героев комедии, но через «необычное» острее вскрывается пошлое и косное.



Иногда такую же функцию выполняют элементы фантастики, включенные в развитие сюжета. Очевидно, что эпизод с похищением свиньей челобитной в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» лишен какой-либо иррациональной окраски и лишь оттеняет нелепость изображаемых в повести событий.


Очевидно, что реализм в их представлении — это мелочное копирование явлений действительности, плоское описательство. Однако история литературы показывает, Что подлинный реализм ничего общего не имеет с такого рода копированием жизни; он не только не исключает «заострение», гиперболу, но широко пользуется как тем, гак и другим для создания больших и ярких художественных обобщений. Этой цели служит и гоголевская гипербола: в реалистических произведениях писателя она чаще всего тесно сплетена с юмором, составляя одно из средств усиления комизма изображаемых характеров, событий, обстоятельств.

Из большого количества возможных примеров приведем лишь некоторые, показывающие тот принцип, которому следует писатель при использовании гиперболы.
«У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких

Похожие сочинения

  1. Значение творчества Гоголя для русской литературы
    Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений — все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, в утверждении...смотреть целиком
  2. Тема Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
    К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском...смотреть целиком
  3. Обзор творчества Н.В. Гоголя
    ...Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...смотреть целиком
  4. Библиотека в Сорочинцах посвященная творчеству Гооголя
    В Сорочинцах нашлись люди, которые по собственному почину стали собирать библиотеку музея. Один из них — Г. С. Брайко — ездил в Москву и Ленинград, скупал бесценные издания Гоголя у букинистов. Иные из букинистов не верили, что в Сорочинцах можно сохранить...смотреть целиком
  5. Несколько статей и писем Гоголя о поэзии и русской литературе
    Несколько статей писем книги Гоголь посвятил поэзии, русской литературе. Это- статьи " О лиризме наших поэтов", "Предметы для лирического поэта в нынешнее время", " В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность?"...смотреть целиком
  6. Образы слуг у Гоголя и Гончарова
    Н. В. Гоголь в своих произведениях впервые поднял тему "идиотизма" рабства, забитого, бесправного и безнадёжного существования. В поэме не раз всплывает эта тема: и в Петрушке, с его странным способом читать книги и чертами его унылого облика;...смотреть целиком