Страница: [ 1 ]  2  

М. Ю. Лермонтов — поэт, писатель, драматург. Он родился в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями.

Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта характера как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение:

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое,

Вы носили меня на своих одичалых хребтах;

Облаками меня одевали;

Вы к небу меня приучили,

И я с той поры все мечтаю о вас да о небе...

Так писал 16-летний Лермонтов.

Одна из ранних поэм Лермонтова — \"Кавказский пленник\" (1828). Она написана под сильным влиянием А. С. Пушкина. Вместе с тем, эта поэма —своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского \"Кавказского пленника\", уже совсем иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами.

В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме \"Мцыри\". Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников то, что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.

В 1828 г.
становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение \"Белеет парус одинокий\".

В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А. С. Грибоедова \"Горе от ума\", которая оказала большое влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму \"Маскарад\", которой так и не суждено было появиться на сцене при его жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории России, увлекается чтением сборника \"Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым\". Его увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 г. (\"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова\").

В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи \"На смерть поэта\". Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 г. должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ.

Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы \"Демон\" на Кавказ.

Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых \"иль пусто иль темно\". Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в \"Думе\", единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.

Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы \"Демон\" (1838), и в романе \"Герой нашего времени\". В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с \"Отечественными записками\", журналом, где печатает повести \"Бэла\" и \"Фаталист\", впоследствии вошедшие в роман \"Герой нашего времени\".

Известность, пришедшая к Лермонтову в конце 30-х гг., не радует его. Поэта раздражает то, что он \"входит в моду\". Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его \"будут преследовать клеветами\".

Образ \"героя времени\", получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе \"Герой нашего времени\" (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова это его попытка дать анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни.

Лермонтов предоставляет читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне общественно-исторических обстоятельств.

Лермонтов-психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев моменты. Это касается и образов простых, естественных людей — Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и \"честных контрабандистов\"; и людей печоринского круга — Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает образ \"простого человека\" — Максима Максимыча — доброго, искреннего, преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина.

Исследование личности Печорина в \"дневниковых\" главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер — герои, не только имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные \"зеркальные\" отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность других людей.

Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в описании внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова — художника, прекрасно владевшего кистью.

Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова.
В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающая объяснение многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий в сюжете романа заменяется психологической последовательностью \"узнавания\" героя читателем. В романе \"Герой нашего времени\" соединился глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг., периода нравственных потерь и общественных разочарований.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова
    Михаил Юрьевич Лермонтов — мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней...смотреть целиком
  2. «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь» (1)
    Вечером 27 января 1937 г. по Петербургу распространилось известие, что Пушкин смертельно ранен Дантесом на дуэли. В это время Лермонтов был болен, и его лечил доктор Н. Ф. Арендт, навещавший умирающего поэта. От него Лермонтов узнал о предсмертных страданиях...смотреть целиком
  3. Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Сложность патриотического чувства поэта («Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.)
    В ранней лирике М. Ю. Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»), прославление революционного подвига («10 июля (1830)»), возвеличение былого могущества России («Новгород», «Приветствую тебя, воинственных славян...»). Социальные...смотреть целиком
  4. Процесс духовного развития русского поэта (Лермонтов)
    Эти суждения о прошлом опыте литературы нужны были Чернышевскому для обоснования своего основного тезиса о новаторском характере психологизма Толстого. «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов...смотреть целиком
  5. Лирика Лермонтова
    Писать стихи Лермонтов начал еще в детстве. Не прекращал он литературных занятий ни в Благородном пансионе, ни в юнкерский период. Одно из первых произведений, появившихся в печати, была поэма “Хаджи Абрек”, опубликованная без ведома автора в 1835 году....смотреть целиком
  6. Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова
    М.Ю.Лермонтов горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве. Так, в ранней своей поэме "Последний...смотреть целиком
  7. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Пушкин и Лермонтов. Их имена рядом на небосклоне русской поэзии. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства, поэтому так интересны и важны для нас их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы...смотреть целиком