Писать стихи Лермонтов начал еще в детстве. Не прекращал он литературных занятий ни в Благородном пансионе, ни в юнкерский период. Одно из первых произведений, появившихся в печати, была поэма “Хаджи Абрек”, опубликованная без ведома автора в 1835 году. По воспоминаниям одного из мемуаристов, Пушкин, прочтя поэму, высоко оценил ее и предсказывал поэту большое будущее. Широким читательским кругам имя Лермонтова стало известно после разошедшегося в многочисленных списках его стихотворения “Смерть Поэта”.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Эти гневные и трагические строки прозвучали в траурные дни гибели А. С. Пушкина. В эти дни Россия вновь обрела великого поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.
Тематика стихотворений Лермонтова необычайно широка. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Безумное увлечение юным Лермонтовым поэзией великого английского романтика Байрона определило его принадлежность к литературному направлению, которое носит название бунтарского, байроновского романтизма.
Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключе вые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях “личность” и “судьба”. Лермонтов исследует сложный духовный мир человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека.
Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.
К раннему периоду творчества поэта относятся произведения, созданные не без влияния великих мастеров слова. Поэтому не случайным кажется нам его сопоставление себя с Байроном:
Нет, я не Байрон, а другой,
Еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник.
Но только с русскою душой.
В этом лермонтовском стихотворении уже звучат главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего предназначения и одиночества. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.
Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо отметить вышеупомянутое стихотворение “Смерть Поэта”, созданное в состоянии аффекта, которое вызвала смерть Пушкина. В этом произведении Лермонтов гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоча русской поэзии. Последние строки напрямую направлены против правящего режима, который автор считает также виновным в гибели Пушкина:
Вы, жадною толпой стоящие у трона.
Свободы, Гения и Славы палачи1.
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи...!
В своих лирических размышлениях Лермонтов реалистически подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию. Остро и трагически прозвучала эта -тема в стихотворении “Дума”, своеобразной поэтической ис поведи. Высказывая общее суждение о поколении 30-х годов, Лермонтов с нескрываемой болью говорит о пассивности современников, пустоте и бесцельности их жизни:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно...
Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью пишет о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...
“Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
В лирических произведениях Лермонтова постоянно возникает тема одиночества. Звучит она и в произведениях, на первый взгляд посвященных природе. В этой природе все подчинено тем же законам, что и в человеческом мире. Достаточно простого перечисления, чтобы понять, что поэтические образы, рожденные личностью поэта, отражают судьбу одинокого человека, самого Лермонтова: “парус одинокий”, “стоит одиноко сосна”, “одиноко стоит” старый утес. Стихотворения такого типа основаны на развернутой метафоре, олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу...” проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, подчеркивающие мысли об одиночестве. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...
В поздней лирике Лермонтова природа часто изображается умиротворенной и умиротворяющей, воплощая собою совершенство и гармонию. Особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Но гармония природы может быть противопоставлена дисгармонии в душе человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом,
Что же мне так больно и так трудно?..
Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придают особый колорит и теме любви в лирике Лермонтова. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство. Вот почему в его стихах не встречаются строки о счастливой взаимной любви — любовь приносит не радость, а грусть и страдания.
В стихотворении “Нищий” мы читаем:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Аналогичные переживания отражены в стихотворении “(Я не унижусь пред тобою...)”:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам...
Положительным идеалом поэта являлась родина. С признательностью русскому народу и с восторгом пишет Лермонтов о сражении в стихотворении “Бородино”. Рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи (“постой-ка, брат мусью”) подчеркивает уважительное отношение поэта к простому солдату. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических настроений:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага. Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: “Уж мы пойдем ломить стеною...” Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...” В этих словах упрек настоящему поколению великого прошедшего, полного славы и доблести:
Да, бычи люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Любви к родине посвящено в стихотворение “Родина”:
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
Все мило для поэта: “и дымок спаленной жнивы”, и белеющие березы, и избы, покрытые соломой.
Лирические произведения Лермонтова отражают глубину восприятия им окружающей жизни, душевные переживания поэта и богатство его внутреннего мира.
Поэзия Лермонтова —: исповедь независимого и свободного духом человека, отданного во власть деспотизма. В его творчестве заключен страстный призыв к мятежу, к подвигу. Его “железный стих, облитый горечью и злостью” в известной степени подготовил поэзию Некрасова, став как бы мостиком между Пушкиным и великим певцом “мести и печали”.
Л. Н. Толстой находил у Лермонтова необычайную глубину нравственного чувства, дух поиска истины.