Творчество Лермонтова развивалось в тяжелых условиях, возникших в России после поражения декабристов в 1825 г. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтов вместе с тем открывал новую страницу в истории русской литературы. Белинский в свое время проницательно отмечал, что в произведениях нового великого русского поэта «нет уже надежды, они поражают душу читателя безотрадостию, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства…

* Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Сложилась традиция рассматривать творчество Лермонтова по двум периодам, границей между которыми условно можно считать 1835 — 1836 гг. Отличие раннего и зрелого периодов у Лермонтова ощущается достаточно ясно. Необходимо только помнить, что тот комплекс идей, который проявился в его юношеском творчестве, в принципе не изменился до конца его жизни. Изменения происходят, но лишь з пределах единой художественной системы. Конечно, с течением времени Лермонтов, обогащенный жизненным опытом, глубже воспринимает характер конфликтов в современной ему действительности. Изображение героя и среды становится у него более многогранным и объективным, появляется большее художественное мастерство, опытность настоящего поэта. Лермонтов

относится к себе все строже и строже, тщательнее работает над своими произведениями. Но пафос его творчества в существенных чертах остается неизменным. В связи с этим становится понятным, почему работа над «Демоном» продолжалась у него всю жизнь, почему сходные сюжеты и даже характеры переходили из ранних произведений в поздние. Вспомним, наконец, что бессмертный «Парус» («Белеет парус одинокий…», 1832), без которого нельзя себе представить не только творчество Лермонтова, но и всю русскую поэзию, был написан 18-летним юношей. К этому же образу обратится Лермонтов и в конце своего недолгого творческого пути в романе «Герой нашего времени».

Творческое наследие Лермонтова благотворно отозвалось не только в последующей русской литературе, но и в литературах народов. Хорошо известно, например, с каким вниманием изучают и переводят Лермонтова на Кавказе, с которым великий русский поэт был связан биографически и творчески. С Украиной тесных и непосредственных связей у него не было. Тем более важно отметить, что украинская тема все же была представлена у Лермонтова, хотя и не так широко, как у Рылеева и Пушкина. Характерно, что он обращается к этой теме уже в зрелый период своего творчества — в конце 30-х годов, учитывая, очевидно, то идейно-эстетическое значение, которое имело изображение Украины в поэзии его предшественников. К 1840 г. относится стихотворное послание Лермонтова к М. А. Щербатовой. Поэт запечатлел в стихах не только облик пленительной женщины (дочери украинского помещика А. П. Штерича), которой был в свое время увлечен, но и образ ее чудесной, вольной и широкой родины, прямо противопоставленной в стихотворении обществу, способному лишь накладывать на человека «светские цепи».Разумеется, интерес к Лермонтову на Украине определяется не наличием в его творчестве отдельных эпизодов или образов, связанных с украинской темой, а причинами более общего плана. Великий поэт привлекал передовых деятелей украинской культуры пафосом своей вольнолюбивой поэзии, глубоким раскрытием внутреннего мира человека, рвущегося к свободе и независимости, художественными открытиями, способствовавшими обогащению творческого опыта украинских литераторов. Лермонтов был одним из самых любимых русских поэтов Тараса Шевченко. Пламенное лермонтовское слово помогало Шевченко выдержать тяжелые испытания, выпавшие на его долю. Из суровой ссылки Шевченко заклинает своих друзей: «…Пришлите ради поэзии святой Лермонтова хоть один том, великую-превеликую радость пришлете…» Имя поэта Шевченко неоднократно вспоминает в своем дневнике, называя его «наш великий Лермонтов». В творчестве Шевченко нашли оригинальную трактовку отдельные мотивы и образы Лермонтова (в поэмах «Слепая», «Сон», «Тризна», отдельных лирических стихотворениях). Много сделали для популяризации творчества Лермонтова на Украине М. Старицкий, С. Руданский и др. И в творчестве И. Франко явственно отражаются переклички с некоторыми лермонтовскими традициями. Так, поэму «Смерть Каина» исследователи типологически сопоставляют с «Демоном». Франко перевел два стихотворения Лермонтова: «Соседка» и «Выхожу один я на дорогу…».

Лермонтов был убит на дуэли, когда ему еще не исполнилось 27 лет… В таком возрасте Гоголь, Тургенев, Толстой только начинали свою литературную деятельность. А совсем еще молодой Лермонтов стоит в одном ряду с величайшими классиками нашей литературы.

Уже для Белинского Лермонтов был более важен, более современен, чем Пушкин. И дело здесь не в уровне таланта, а в новом историческом этапе, который выдвигал новые требования: «Дух анализа, неукротимое стремление исследования, страстное, полное вражды и любви мышление сделалось теперь жизнию всякой истинной поэзии. Вот в чем время опередило поэзию Пушкина» [8, 344]. И в сознании ближайших преемников Белинского — Чернышевского и Добролюбова — Лермонтов сближается не с Пушкиным, а с Гоголем. Чернышевский записывал в своем дневнике в 1848 г.: «Гоголь и Лермонтов доказывают, что России пришло время действовать на умственном поприще». Как бы ни отличалось наше сегодняшнее восприятие историко-литературного процесса от таких суждений, важно в данном случае подчеркнуть, что именно Лермонтов оказался особенно’ близким для русских революционных демократов.

Разумеется, творчество Лермонтова должно быть соотнесено с лучшими достижениями русской литературы (поэты-декабристы, Пушкин) и литературы мировцй (Байрон, Гюго и др.). Вместе с тем именно Лермонтов стал выразителем идей и настроений новой эпохи, что предопределило особую остроту, драматизм, страстность его поэзии, драматургии, прозы. В свое время Баратынский трагически воспринял вторжение «железного века» в мир духовной культуры человечества. Прошло несколько лет, и в 1840 г. Лермонтов использует тот же эпитет, но в другом контексте и с другой целью. Со всей мощью гнева и презрения он бросил вызов ненавистному ему обществу, заявляя о своей готовности к борьбе с ним:

* О, как мне хочется смутить веселость их
* И бросить им в глаза железный стих,
* Облитый горечью и злостью!..
* («Как часто пестрою толпою окружен…»)

Лермонтовская поэзия содержит такую энергию отрицания и вместе с тем такое познание внутреннего мира человека, тонкость психологического анализа и самоанализа, каких не было ни у одного из его предшественников и современников. По словам Белинского, пафос поэзии Лермонтова «заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности».Творчество Лермонтова принадлежит к числу все еще недостаточно объясненных явлений в истории литературы. Нет единства взглядов по некоторым вопросам его эволюции, в трактовке отдельных произведений. Все это свидетельствует о том, что художественное наследие великого поэта и сегодня стимулирует исследовательскую мысль, заставляя ученых постоянно обращаться к замечательным произведениям Лермонтова при решении многих важных вопросов как истории, так и теории литературы. Это проявляется, в частности, в спорах о соотношении в лермонтовском творчестве реализма и романтизма. Высказываются различные точки зрения. Одни литературоведы считают Лермонтова только романтиком, другие говорят о движении поэта от романтизма к реализму. Но характер эволюции Лермонтова не вполне укладывается в эту формулу. В самых общих чертах развитие русской литературы первой половины XIX в. действительно шло по такому пути. Однако творчество Лермонтова, учитывающее, конечно, генеральную тенденцию историко-литературного процесса, обладало чертами глубокого своеобразия. В основном Лермонтов оставался романтиком до конца своей жизни. Романтизм был наиболее близким для Лермонтова литературным направлением. Особенности романтического искусства помогали ему поэтически выразить центральную идею его творчества — идею свободы личности. В зрелый период художественная система Лермонтова включает в себя и элементы реалистического видения мира. При этом реализм и романтизм у позднего Лермонтова не просто существуют параллельно, противоборствуют или создают динамическое равновесие, но взаимодействуют и образуют в конечном счете некое единство, придающее лермонтовскому творчеству оригинальный и неповторимый характер.

Однако никаких споров не возникает, когда речь заходит о том воздействии, которое Лермонтов оказал на дальнейшее развитие русской литературы. В поэзии Некрасова, крупнейшего поэта следующего, революционно-демократического периода, получили дальнейшее развитие традиции Лермонтова, его гражданственность, патриотизм, энергия мысли, мастерство в использовании фольклора, ритмико-интонационное богатство стихотворной речи. Лирика Лермонтова, раскрывающая душевные переживания человека, и тем более роман «Герой нашего времени» сыграли очень большую роль в развитии русской психологической прозы (Тургенев, Л. Толстой, Достоевский). И в советской литературе наблюдается повышенный интерес к Лермонтову, развиваются характерные для него темы и мотивы, его поэтические традиции.

Бессмертные произведения Лермонтова и сегодня доставляют нам художественное наслаждение, захватывая остротой нравственной проблематики, заставляя задуматься над смыслом жизни, о своем предназначении, о любви…