В драматургии Островского 60—80-х гг. охват русской действи­тельности становился более ши­роким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода поло­жено двумя пьесами — «На всякого мудреца доволь­но простоты» (1868) и «Горячее сердце» (1869).

Разоблачение «подлого времени» продолжается и в других пьесах драматурга — «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), «Последняя жертва» (1878). На смену прежним самодурам с их неве­жеством и тупостью приходят новые хозяева жиз­ни — более образованные, внешне культурные, веду­щие дела с Лондоном и Парижем. Когда-то купцы в гоголевском «Ревизоре» должны были подобостраст­но угождать любым желаниям городничего. Теперь времена изменились, и в «Горячем сердце» мил­лионер Хлынов снисходительно объясняет городни­чему, что он, благодаря своему богатству, с самим губернатором «на дружеской ноге» и с губерна­торшей «чай и кофе пил, и довольно равнодушно». Изменилось также положение дворянства, вынуж­денного идти на выучку к представителям новой буржуазии, к «волкам», перед которыми недавние «хозяева жизни» становились лишь «овцами» («Вол­ки и овцы»).В драматургии Островского последнего периода вы­деляются пьесы об актерах («Лес», «Таланты и по­клонники», «Без вины виноватые»). Драматург хорошо знал актерскую среду, ценил подвижнический труд артистов, изображал их в большинстве случаев как честных, бескорыстных тружеников, несущих зрите­лям высокие идеи гуманизма.

Но как же тяжело жить человеку с «горячим сердцем» в мире, где господствует холодный расчет, где все заранее расчислено, определено, регламен­тировано. Мысль об этом привела драматурга к созданию сказки «Снегурочка» (1873) и драмы «Бес­приданница» (1878).

Похожие сочинения

  1. Тема «горячего сердца» в произведениях Островского
    В творчестве Островского 70—80-х годов важное место занимает тема «горячего сердца». Неустанно разоблачая «темное царство» даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в...смотреть целиком
  2. Есть минуты, в которые переживаешь...
    Странно, что великолепное, хоть и несколько наивное произведение Островского в последнее время все реже упоминается в школьных программах Вот так всегда: или восторгаемся по приказу вышестоящих, да еще и не тем, чем надо, или отрицаем огульно. Книги...смотреть целиком
  3. Женские образы
    Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский - драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских...смотреть целиком
  4. "Я любви искала и не нашла" (А. Н. Островский)
    "Я любви искала и не нашла" (А. Н. Островский). Любовь Она как птица, свободная и непредсказуемая. Она парит высоко в чистом, безоблачном небе. Ты будто ощущаешь её присутствие над собой, протягиваешь к ней руки - она взмахивает крылом...смотреть целиком
  5. Творчество А.Н. Островского
    Творчество Н. Островского прокладывало пути развития литературы 30-х гг. рядом с романами М. Шолохова и Л. Леонова, А. Толстого и К. Федина, А. Макаренко и Ф. Гладкова. Сохраняя с ними общность в самом подходе к решению проблем «родина и революция»,...смотреть целиком
  6. Мир героев Островского
    Александр Николаевич Островский — замечательный драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров. Родившись в Замосковречье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его...смотреть целиком
  7. Островский наследник русского реализма Гоголя
    В 1840 году Островский окончил Первую Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. В 1840—1843 гг. учился в Московском университете на юридическом факультете. Но еще в гимназии Островский увлекся литературным творчеством и оставил занятия юридическими...смотреть целиком