В драматургии Островского 60—80-х гг. охват русской действи­тельности становился более ши­роким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода поло­жено двумя пьесами — «На всякого мудреца доволь­но простоты» (1868) и «Горячее сердце» (1869).

Разоблачение «подлого времени» продолжается и в других пьесах драматурга — «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), «Последняя жертва» (1878). На смену прежним самодурам с их неве­жеством и тупостью приходят новые хозяева жиз­ни — более образованные, внешне культурные, веду­щие дела с Лондоном и Парижем. Когда-то купцы в гоголевском «Ревизоре» должны были подобостраст­но угождать любым желаниям городничего. Теперь времена изменились, и в «Горячем сердце» мил­лионер Хлынов снисходительно объясняет городни­чему, что он, благодаря своему богатству, с самим губернатором «на дружеской ноге» и с губерна­торшей «чай и кофе пил, и довольно равнодушно». Изменилось также положение дворянства, вынуж­денного идти на выучку к представителям новой буржуазии, к «волкам», перед которыми недавние «хозяева жизни» становились лишь «овцами» («Вол­ки и овцы»).В драматургии Островского последнего периода вы­деляются пьесы об актерах («Лес», «Таланты и по­клонники», «Без вины виноватые»). Драматург хорошо знал актерскую среду, ценил подвижнический труд артистов, изображал их в большинстве случаев как честных, бескорыстных тружеников, несущих зрите­лям высокие идеи гуманизма.

Но как же тяжело жить человеку с «горячим сердцем» в мире, где господствует холодный расчет, где все заранее расчислено, определено, регламен­тировано. Мысль об этом привела драматурга к созданию сказки «Снегурочка» (1873) и драмы «Бес­приданница» (1878).