Александр Николаевич Островский был великим писателем-драматургом. «Драматическая поэзия,- писал ой,- ближе к народу, чем все другие отрасли литературы». В служении народу, просвещении его и защите от угнетателей видел Островский цель своего творчества. В его пьесах основное внимание уделяется коренным противоречиям эпохи – противоречиям между богатыми и бедными, между угнетателями и угнетенными. Благодаря правдивому искусству Островского русский театр поднялся на невиданную высоту, стал подлинной школой жизни. Приветствуя драматурга в связи с 35-летием его деятельности, И. А. Гончаров писал: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

Драматургия – один из основных родов художественной литературы; ее специфика заключается в том, что драматические, произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений – отсутствие авторской повествовательной речи. Все содержание драматических произведений передается с помощью речи и поступков действующих лиц. Драматическая литература разделяется на жанры, глав–ными из которых являются трагедия, драма (в узком смысле) и комедия. Четких границ между жанрами нет, но характерный признак трагедии – борьба сильных характеров и страстей, приводят щая к гибели героя; драмы – серьезные и напряженные столкновения между действующими лицами; комедии – осмеяние недостатков в характерах действующих лиц.

Семья Островского была связана с различными сословиями. Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов – преимущественно богатых купцов – он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком.

В доме • отца Островский близко наблюдал жизнь чиновничества, в поместье – жизнь крестьянства. Он полюбил талантливый и трудолюбивый народ Поволжья. Во время путешествий по Волге особый интерес Островский проявляет к людям труда. Он понял, что именно богатство одних и бедность других- основа всех несчастий,., и не пошел по пути отца – преуспевающего чиновника и зажиточного помещика, а избрал голодную и

трудную жизнь русского писателя, служащего своему народу.

Еще в гимназические годы Островского привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видевшего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству»,-вспоминал он позже.

Отец . его все еще надеялся, что сын станет чиновником, и определил его писцом в Московский.совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры. В 1845 году Александр Николаевич перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда чиновником по «словесному столу», т. е. по приему устных просьб. Тысячи различных людей, со своими судьбами и характерами, прошли перед молодым человеком за 8 лет службы в совестном и коммерческом судах. Раздумывая о судьбах этих людей, он каждый раз убеждался в том, что причина всех несчастий – деньги, деление общества на богатых и бедных. Эти наблюдения в сочетании с впечатлениями, полученными в родительском доме, явились богатейшим материалом для будущих драматических произведений писателя.

Островский начал писать еще в «свои люди – сочтемся!» студенческие годы. Ег0 литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки
и драматические этюды Островского.

В 1847 году в газете «Московский городской листок» были напечатаны две сцены из комедии «Несостоятельный должник» – первого варианта комедии «Свои люди – сочтемся!»,- комедия «Картина семейного счастья» и очерк «Записки замоскворецкого жителя», правдиво изобразившие жизнь и быт купеческо-мещанского Замоскворечья. В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией «Свои люди – сочтемся!», за которую он, как писал Н. А. Добролюбов в статье «Темное царство», «немедленно всеми признай был писателем необычайно талантливым, лучшим после Гоголя представителем драматического искусства в русской литературе». 3 декабря этого же года Островский, чередуясь с артистом Провом Садовским, читал свою пьесу в доме М. П. . Погодина, издателя журнала «Москвитянин». Слушатели приняли ее с восторгом. Присутствовавший на чтении Н. В. Гоголь тут же написал одобрительный – отзыв и передал его автору.

В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большое. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву – богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большое, по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет’ себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Вольтова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Вольшова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Вольтова, ставшая женой Подхалюзина.

Комедия отличается правдивостью изображения жизни, типичностью образов, яркостью бытовых картин. Драматург показал – и это было шагом вперед в истории драматического искусства,- как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги . дают и власть, и’ силу, и почет- этому учит всех окружающих пример Вольшова. Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лицемерие. Даже мальчик Тишка, над которым, по его словам, «всякая шваль командует», и тот втихомолку собирает капиталец: «Полтина серебром – это нынче Лазарь дал. Да намедни, как с колокольни упал, Аграфена Кондратьевна гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да хозяин забыл на прилавке целковый», – подсчитывает он свои барыши. В этом обществе царствует закон: «человек человеку – волк». И издевательской иронией звучат слова Подхалюзина, вынесенные в заголовок комедии: «Свои люди – сочтемся!».

В 1850 году Островский становится членом так называемой «молодой редакции» славянофильского журнала «Москвитянин». Славянофильские увлечения сочетались в Островском с верностью реализму и демократическими стремлениями. Вскоре он понял, что ему чужда «благонамеренная», защищавшая существующий реакционный режим политическая позиция членов редакции, но уйти из журнала ему мешала материальная зависимость. Погодин платил очень скупо, и Островский, несмотря на выполняемую им громадную работу, все время оказывался в долгу перед журналом. Его письма Погодину полны просьб о помощи: «Ни шубы, ничего теплого у меня нет. Я простудился в среду, когда ехал от вас в холодном пальто. Пришлите мне денег, ради бога…»; «Я приезжал к вам поговорить и попросить денег, нужных для моего существования. У меня нет дров и топить нечем…». «Своею дорогою» В статьед«Бедность не порок. Комедия А. Островского» (1854) Н. Г. Чернышевский подверг острой критике- произведения драматурга за идеализацию патриархальных форм купеческого быта и отход от правдивого изображения действительности, что привело к созданию и в. художественном отношении слабой пьесы, «в правде сила таланта,- писал критик,- ошибочное направление губит самый сильный талант». Редактор «Современника» Н. А. Некрасов выразил сожаление о том, что Островский свернул на ложный путь, он посоветовал драматургу идти «вперед своею дорогою, не стесняя и не задерживая

самого себя».

Отзывы Чернышевского и Некрасова заставили Островского пересмотреть свои идейные позиции и творческие принципы, а. новый, общественный подъем, начавшийся в России в 1856 году, позволил драматургу освободиться от славянофильских иллюзий и разорвать цепи, которыми связал его Погодин. Он сближается с журналом «Современник» и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстым, сотрудничавшими в «Современнике», но, когда с об
острением ситуации в России произошел раскол редакции «Современника» и из него ушли писатели-либералы, Островский остался с демократами. Демократические убеждения стали его личными убеждениями: к ним он пришел после серьезной внутренней борьбы, преодолев славянофильские ошибки.

Тесную связь драматурга с революционно-демократическим направлением в литературе лучше всего характеризует его письмо больному Некрасову: «Как Вам умирать! С кем же тогда мне идти в литературе? Ведь мы с Вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его, умеем любить его и сердцем чувствовать его нужды…»