Глубокие перемены, которые происходили в русской жизни на рубеже 50—60-х годов, усилили интерес драматурга к истории родной страны, в особенности к тем ее периодам, которые также оказывались переломными. В пьесах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (855—862), «Воевода» («Сон на Волге», 964), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (866), «Тушино» (866) подчеркнута важнейшая роль массовых движений в историческом процессе. Вместе с тем преимущественное внимание Островского к исторической проблематике, возможно, объяснялось и некоторыми творческими трудностями, вставшими перед ним в первые пореформенные годы.

Быстрая ломка экономических отношений, перемены в общественном сознании, появление новых «героев времени» требовали тщательного изучения и осмысления. Пьесы Островского о современности, созданные в это время, были до некоторой степени вторичными, они возвращали читателей и зрителей к темам, мотивам, образам, которые были уже знакомы по прежним пьесам драматурга, хотя и в новых произведениях были художественные открытия (такова, например, трилогия о Бальзаминове и «Пучина»),

Возвращение Островского к социальной проблематике, к конфликтам, отражавшим самые животрепещущие и актуальные вопросы пореформенного развития, связано до известной степени с его постоянным участием в журнале «Отечественные записки», который в 868 г. перешел к Некрасову и Салтыкову-Щедрину. Сотрудничество с виднейшими представителями революционно-демократической литературы благотворно отразилось на творчестве драматурга, который теперь создает пьесы преимущественно социального плана (за исключением стихотворной комедии «Комик XVII столетия», 872, написанной к 200-летию возникновения русского театра, и сказки «Снегурочка», 873, основанной на; народной мифологии).

В драматургии Островского 70—80-х годов охват русской действительности становится более широким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода положено двумя пьесами: «На всякого мудреца довольно простоты» и «Горячее сердце», созданными в 1868 г. Герой первой комедии Глумов — типичный представитель эпохи, которую Некрасов в своей сатирической поэме «Современники» (1875) обозначил словами; «Бывали хуже времена, Но не было подлей». Глумов сознательно решает построить карьеру на лицемерии и подлости. Это комедия не бытовая, а политическая. Островский пользуется острыми сатирическими приемами при создании образов реакционера Крутицкого, сочиняющего «Трактат о вреде реформ вообще», либерального болтуна Городулина и самого Глумова. Не случайно Салтыков-Щедрин сделал его одним из действующих лиц собственных сатирических произведений.

Разоблачение «подлого времени» продолжается и в других пьесах драматурга— «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), «Последняя жертва» (1877). На смену прежним самодурам с их невежеством и тупостью приходят? новые хозяева жизни — более образованные, внешне культурные, I ведущие дела с Лондоном и Парижем. Когда-то купцы в гоголевском «Ревизоре» должны были подобострастно угождать любым желаниям городничего. Теперь времена изменились, и в «Горячем; сердце» миллионщик Хлынов снисходительно объясняет городничему, что он, благодаря своему богатству, с самим губернато-; ром «на дружеской ноге» и с губернаторшей «чай и кофе пил,; и довольно равнодушно». Изменилось также положение дворянства, вынужденного идти на выучку к представителям новой буржуазии, к «волкам», перед которыми недавние «хозяева жизни» : оказываются лишь «овцами» («Волки и овцы»). Дворянская дочь Лидия Чебоксарова, не знавшая никогда счета деньгам, вынуждена, скрепя сердце, стать «экономкой» у дельца нового пошиба Василькова («Бешеные деньги»), для которого основной жизненный принцип заключается в словах: «Из бюджета не выйду». И как бы Васильков ни настаивал на своей простоте и доброте сердечной, он — типичный «деловой человек» из числа тех, которые и обилии появились в пореформенное время и для которых холод -т.ш расчет заменяет душевные привязанности и человеческие отношения.В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопоставлена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер — для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключительно велико. Особенно это относится к московскому Малому театру, который традиционно называется также Домом Островского. Благодаря многочисленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Целая плеяда замечательных русских актеров на материале пьес Островского смогла ярко проявить свой неповторимый талант, утвердить своеобразие русского театрального искусства.

В центре драматургии Островского — проблема, которая прошла через всю русскую классическую литературу: конфликт человека с противостоящими ему неблагоприятными условиями жизни, многообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед читателями и зрителями пьес великого драматурга раскрывается широкая панорама русской жизни. Это по существу энциклопедия быта и нравов целой исторической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, крестьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дельцы, студенты, акте ры — несколько сот действующих лиц, созданных Островским, давали в общей сложности представление о русской действительности 40—80-х годов во всей ее сложности, многообразии и проти воречивости.

Островский, нарисовавший целую галерею замечательных жен ских образов, продолжил ту благородную традицию, которая уже определилась в русской классике. Драматург возвеличивает сильные, цельные натуры, оказывающиеся в ряде случаев нравственг. но выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Катерина («Гро за»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины винова тые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др.

Размышляя о своеобразии русского драматического искусства, о его демократической основе, Островский писал: «Народные писатели желают пробовать свои силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется силь ный драматизм, крупный комизм, вызывающий откровенный, громкий смех, горячие, искренние чувства, живые и сильные характеры». По существу это характеристика творческих принципов самого Островского.

Драматургия автора «Грозы» отличается жанровым разнообразием, сочетанием элементов трагических и комических, бытовых и гротескных, фарсовых и лирических. Его пьесы порою труд но отнести к одному определенному жанру. Он писал не столько драмы или комедии, сколько «пьесы жизни», по меткому опре делению Добролюбова Не случайно действие его произведений часто не_ выносится на широкое жизненное пространство. Шум и говор жизни врываются в действие, становятся Одним из факторов, определяющих масштаб событий. Семейные конфликты перерастают в общественные. Мастерство драматурга проявляется в точности социальных и психологических характеристик, искусстве диалога, в меткой, живой народной речи. Язык героев становится у него одним из главных средств создания образа, важнейшим орудием реалисти ческой типизации. Великолепный знаток устного народного творчества, Островский широко использовал фольклорные традиции, богатейшую сокровищницу народной мудрости. Песня может заменить монолог, пословица или поговорка стать названием пьесы,

Творческий опыт Островского оказал громадное воздействие на дальнейшее развитие русской драматургии и театрального искусства. В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский, основатели Московского Художественного театра, стремились создать «народный театр приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский». Драматургическое новаторство Чехова и Горького было бы невозможно без освоения ими лучших традиций их замечательного предшественника. Островский стал союзником и соратником драматургов, режиссеров, актеров в их борьбе за народность и высокую идейность советского искусства.Очень велика роль Островского в развитии театральной культуры всех народов нашей страны. Каждый национальный театр в период своего становления и овладения реалистическим мастерством проходил «школу Островского». Островский писал: «Только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными для других народов и для всего света». Справедливость этой мысли можно подтвердить творческой судьбой самого Островского. Его пьесы ставятся на сценах многих зарубежных театров благодаря их глубокой жизненной правде, высоте идейно-нравственных идеалов, гуманизму и несравненному мастерству. Театр Островского — национальная гордость русского искусства — является ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Творчество Островского сыграло важную роль в укреплении идейно-художественных связей русской и украинской театральных культур. Русский драматург проявлял живой интерес к украинской литературе и театру. В 852 г. он перевел пьесу Г. Квитки-Основьяненко «Щира любов, або Милий дорожче за щастя» («Искренняя любовь, или Милый дороже счастья») и-осуществил ее постановку на сцене Малого театра. И в дальнейшем он интересовался развитием театрального дела на Украине, посещал спектакли украинских театральных трупп в Москве.

Есть нечто знаменательное в том, что одним из первых в украинской литературе’ талант Островского заметил и сразу же высоко оценил Тарас Шевченко. Уже первую пьесу Островского «Свои люди — сочтемся!» Кобзарь воспринял как образец благородной сатиры, которая содействует духовному и общественному воспитанию. Называя эту пьесу «сатирой умной, благородной», Шевченко ставил ее в один ряд с такими обличительными произведениями, как «Ревизор» Гоголя, и картиной П. Федотова «Сватовство майора» (запись в Дневнике от 26 июня 857 г.).

Активным пропагандистом творчества Островского на Западной Украине был М. П. Драгоманов. Он первый прислал во Львов пьесы «Гроза», «Доходное место», «Воспитанница» , Произведения русского драматурга очень интересовали Франко. Он ценил в них верное изображение социальной среды, глубину психологического анализа, мастерство в создании характеров даже второстепенных персонажей. Вместе с тем Франко не всегда был справедлив в оценках пьес Островского, считая их композицию слишком примитивной, а сюжеты недостаточно стройными. Критические замечания Франко вызвала даже «Гроза». Эта драма в переводе М. Павлыка была в начале 80-х годов поставлена в львовском театре, а в 900 г. вышла отдельным изданием. В рецензии на него Франко отметил прежде всего неясность образа Катерины. По его мнению, Добролюбов не объяснил должным образом, как в мрачных условиях «темного царства» могла появиться столь поэтическая и цельная натура. Франко считал, что характер Катерины у Островского «совсем исключительный и загадочный» 2.

Вполне вероятно, что в данном случае Франко учитывал точку зрения * Писарева. Однако полемические высказывания украин ского писателя были вызваны и другими причинами. Писарев отвергал добролюбовскую трактовку «Грозы», так как иначе пони мал характер движущих сил общественного прогресса в условиях реакции. Что же касается Франко, то его критические замечания объяснялись не политическими или идеологическими разногласиями, а соображениями эстетического и этического порядка. Он предпочитал строго реалистическое объяснение зависимости характера героини от окружающей среды. Не удовлетворяли Франко также колебания Катерины, полюбившей Бориса, ее борьба с собой, внутренние мучения.Еще в 1883 г. в статье «Неволя женщин в украинских народных песнях» Франко сравнивал «Грозу» с украинской народной «Песней про жандарма», отдавая предпочтение героине песни перед Катериной: «Жена Николая поступает совсем открыто, не скрывает своей любви, для нее нет ни позора, ни укоров, нет ничего, кроме этой любви…» [26, 250—25. Как известно, «Песня про жандарма» послужила основой для драмы Франко «Украденное счастье» (1894). Высказывалось мнение, что существует сходство этого произведения и «Грозы», во всяком случае, в отношении двух героинь — Ганны и Катерины. Не все исследователи считают правомерными такие параллели. Вполне вероятно, однако, что Франко все же учитывал творческий опыт Островского, но сознательно отталкивался от него, создавая свой вариант образа женщины, открыто отстаивающей право на личное счастье. Такая полемика была намечена еще в статье «Неволя женщин в украинских народных песнях».

Существует и еще одна точка зрения, объясняющая причину отличия Катерины и Ганны. Для героини Островского так же, как и для героини Франко, единственной сферой проявления её личностного начала было чувство, точнее -— любовь. Но сам характер этого чувства у них совершенно различен. Катерина Островского гибнет, загубленная самим строем жизни, где ее индивидуальность не может проявиться. Любовь для нее — некая, абсолютная ценность, которая, как ей кажется, может дать ей полное счастье, если бы не внешние препятствия. А в «Украденном счастье» показана внутренняя деформация самого чувства, которое сначала воспринималось как высшее проявление свободы личности. Любовь Ган-ны к Михаилу ущербна: она боится его; в этой любви нет и, главное, не может быть будущего, как бы ни сложились внешние обстоятельства 2.

Пьесы Островского имели важное значение в развитии актерского и режиссерского мастерства в украинском театре, в утверждении реалистической украинской драматургии. Влияние русского драматурга отразилось, в частности, в творчестве Ивана Билыка и Панаса Мирного.

Новый характер получило творческое освоение драматургии Островского в театре. Наследие великого драматурга стало использоваться еще более широко и масштабно. Произведения его неоднократно издавались в переводах А. Головко, А. Ильченко, С. Скляренко и др. Для драматургии и театра пьесы Островского были и являются примером и образцом реалистического искусства, дающего самой широкой аудитории важные уроки эстетического и нравственного воспитания.