Страница: [ 1 ]  2  

Глубокие перемены, которые происходили в русской жизни на рубеже 50—60-х годов, усилили интерес драматурга к истории родной страны, в особенности к тем ее периодам, которые также оказывались переломными. В пьесах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (855—862), «Воевода» («Сон на Волге», 964), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (866), «Тушино» (866) подчеркнута важнейшая роль массовых движений в историческом процессе. Вместе с тем преимущественное внимание Островского к исторической проблематике, возможно, объяснялось и некоторыми творческими трудностями, вставшими перед ним в первые пореформенные годы.

Быстрая ломка экономических отношений, перемены в общественном сознании, появление новых «героев времени» требовали тщательного изучения и осмысления. Пьесы Островского о современности, созданные в это время, были до некоторой степени вторичными, они возвращали читателей и зрителей к темам, мотивам, образам, которые были уже знакомы по прежним пьесам драматурга, хотя и в новых произведениях были художественные открытия (такова, например, трилогия о Бальзаминове и «Пучина»),

Возвращение Островского к социальной проблематике, к конфликтам, отражавшим самые животрепещущие и актуальные вопросы пореформенного развития, связано до известной степени с его постоянным участием в журнале «Отечественные записки», который в 868 г. перешел к Некрасову и Салтыкову-Щедрину. Сотрудничество с виднейшими представителями революционно-демократической литературы благотворно отразилось на творчестве драматурга, который теперь создает пьесы преимущественно социального плана (за исключением стихотворной комедии «Комик XVII столетия», 872, написанной к 200-летию возникновения русского театра, и сказки «Снегурочка», 873, основанной на; народной мифологии).

В драматургии Островского 70—80-х годов охват русской действительности становится более широким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода положено двумя пьесами: «На всякого мудреца довольно простоты» и «Горячее сердце», созданными в 1868 г. Герой первой комедии Глумов — типичный представитель эпохи, которую Некрасов в своей сатирической поэме «Современники» (1875) обозначил словами; «Бывали хуже времена, Но не было подлей». Глумов сознательно решает построить карьеру на лицемерии и подлости. Это комедия не бытовая, а политическая. Островский пользуется острыми сатирическими приемами при создании образов реакционера Крутицкого, сочиняющего «Трактат о вреде реформ вообще», либерального болтуна Городулина и самого Глумова. Не случайно Салтыков-Щедрин сделал его одним из действующих лиц собственных сатирических произведений.

Разоблачение «подлого времени» продолжается и в других пьесах драматурга— «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), «Последняя жертва» (1877). На смену прежним самодурам с их невежеством и тупостью приходят? новые хозяева жизни — более образованные, внешне культурные, I ведущие дела с Лондоном и Парижем. Когда-то купцы в гоголевском «Ревизоре» должны были подобострастно угождать любым желаниям городничего. Теперь времена изменились, и в «Горячем; сердце» миллионщик Хлынов снисходительно объясняет городничему, что он, благодаря своему богатству, с самим губернато-; ром «на дружеской ноге» и с губернаторшей «чай и кофе пил,; и довольно равнодушно». Изменилось также положение дворянства, вынужденного идти на выучку к представителям новой буржуазии, к «волкам», перед которыми недавние «хозяева жизни» : оказываются лишь «овцами» («Волки и овцы»). Дворянская дочь Лидия Чебоксарова, не знавшая никогда счета деньгам, вынуждена, скрепя сердце, стать «экономкой» у дельца нового пошиба Василькова («Бешеные деньги»), для которого основной жизненный принцип заключается в словах: «Из бюджета не выйду». И как бы Васильков ни настаивал на своей простоте и доброте сердечной, он — типичный «деловой человек» из числа тех, которые и обилии появились в пореформенное время и для которых холод -т.ш расчет заменяет душевные привязанности и человеческие отношения.В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопоставлена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер — для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключительно велико. Особенно это относится к московскому Малому театру, который традиционно называется также Домом Островского. Благодаря многочисленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Целая плеяда замечательных русских актеров на материале пьес Островского смогла ярко проявить свой неповторимый талант, утвердить своеобразие русского театрального искусства.

В центре драматургии Островского — проблема, которая прошла через всю русскую классическую литературу: конфликт человека с противостоящими ему неблагоприятными условиями жизни, многообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед читателями и зрителями пьес великого драматурга раскрывается широкая панорама русской жизни. Это по существу энциклопедия быта и нравов целой исторической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, крестьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дельцы, студенты, акте ры — несколько сот действующих лиц, созданных Островским, давали в общей сложности представление о русской действительности 40—80-х годов во всей ее сложности, многообразии и проти воречивости.

Островский, нарисовавший целую галерею замечательных жен ских образов, продолжил ту благородную традицию, которая уже определилась в русской классике. Драматург возвеличивает сильные, цельные натуры, оказывающиеся в ряде случаев нравственг. но выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Катерина («Гро за»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины винова тые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др.

Размышляя о своеобразии русского драматического искусства, о его демократической основе, Островский писал: «Народные писатели желают пробовать свои силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется силь ный драматизм, крупный комизм, вызывающий откровенный, громкий смех, горячие, искренние чувства, живые и сильные характеры». По существу это характеристика творческих принципов самого Островского.

Драматургия автора «Грозы» отличается жанровым разнообразием, сочетанием элементов трагических и комических, бытовых и гротескных, фарсовых и лирических. Его пьесы порою труд но отнести к одному определенному жанру. Он писал не столько драмы или комедии, сколько «пьесы жизни», по меткому опре делению Добролюбова Не случайно действие его произведений часто не_ выносится на широкое жизненное пространство. Шум и говор жизни врываются в действие, становятся Одним из факторов, определяющих масштаб событий. Семейные конфликты перерастают в общественные. Мастерство драматурга проявляется в точности социальных и психологических характеристик, искусстве диалога, в меткой, живой народной речи. Язык героев становится у него одним из главных средств создания образа, важнейшим орудием реалисти ческой типизации. Великолепный знаток устного народного творчества, Островский широко использовал фольклорные традиции, богатейшую сокровищницу народной мудрости. Песня может заменить монолог, пословица или поговорка стать названием пьесы,

Творческий опыт Островского оказал громадное воздействие на дальнейшее развитие русской драматургии и театрального искусства. В.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Судьба русской женщины в творчестве Островского  Новое!
    Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н. Некрасов На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники,...смотреть целиком
  2. Островский Мир и личность
    Кризис патриархального мира и патриархального сознания оста­ется в центре авторского внимания и в "Грозе". Но в этой драме Остро­вский придает проблеме совершенно иное звучание, рассматривает ее под...смотреть целиком
  3. Отражение времени на страницах произведений XIX века
    Об Александре Николаевиче Островском И. А. Гончаров говорил: «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин,...смотреть целиком
  4. Характеристика женских образов в произведениях Островского
    Всех героев и героинь А. Н. Островского можно подразделить на имеющих власть над другими и бесправных. В поздних пьесах Островского первые приобретают черты «самодурства», а вторые становятся жертвами этих «самодуров». Как это обычно бывает в жизни,...смотреть целиком
  5. Проблема положительного героя в творчестве Островского  Новое!
    Великий русский драматург, создатель национального театра, Островский пришел в русскую литературу ХIХ века со своим, не известным еще широкой публике героем – купцом. Недаром еще при жизни драматурга стали называть «Колумбом Замоскворечья». Для русского...смотреть целиком
  6. Литература, театр и А. Н. Островский  Новое!
    Как известно, театр может существовать лишь постольку, поскольку в его распоряжении имеется репертуар. Без литературы театр мертв. Разумеется, драма — прежде всего род литературы. И все же пьеса принадлежит сразу двум искусствам: искус­ству слова (литературе)...смотреть целиком
  7. Изображение мелких чиновников в творчестве Островского  Новое!
    Нельзя предположить, что осознание жизни возникло у начинающего писателя только во время поездки, что оно не было подготовлено предшествующими идейными интересами. Несомненно, что и до весны 1848 г. Островский с подобной же точки зрения отрицательно...смотреть целиком