Страница: [ 1 ]  2  

Ремарка от французского слова remarque означает замечание, пояснение. Это указание автора на поступки, жесты, интонации героев, на особенности их речи и многое другое. Во времена Островского, во второй половине XIX века, роль ремарок возросла, так как усилился интерес к психологии персонажей. Островский, как и многие другие русские драматурги, уделял немалое внимание ремаркам. В пьесе очень многие реплики сопровождаются ремарками.

Но прежде всего нужно сказать о тех пояснениях автора, которые даются в начале любой пьесы. Здесь всего в нескольких предложениях Островский дает настолько точное описание основных героев пьесы, что тот или иной образ сразу встает перед глазами читателей. Причем описания внешности, как такового, нет, через обычные характеристики Островский хочет выявить внутренние черты характера, не говоря об этом прямо. Так, например, Буланов это. Этим небольшим предложением Островский совершенно уничтожает Буланова, выбрав для характеристики именно этот факт его биографии. И даже отношения героев между собой можно проследить по самым первым ремаркам в комедии. Например, отношение Гурмыжской к своей племяннице видно уже из того, что Гурмыжская, а Аксинья. Действительно, Гурмыжская очень богата, но и сама она одевается скромно. Почему же Ответ на этот вопрос мы найдем дальше, идя по страницам пьесы, в которой также немало замечаний автора. Часто ремарки в это наречия, и не случайно. Основной вопрос наречий как автору очень важно выразить, как была произнесена та или иная реплика, с какой интонацией, каким выражением, быстро ли, медленно, весело или серьезно.

С теми же целями автор употребляет в ремарках деепричастия, которые выражают конкретные действия героев, что также имеет значение для создания целостной картины происходящего. О многом говорят читателю и описания места действия, ведь это описание идет до того, как там появляются действующие лица. В одной из таких ремарок первое предложение состоит всего из одного слова. Это то, что является названием пьесы, и понять это можно так, что здесь подчеркивается хищническое начало обитателей, автор как раз обращает на это внимание читателей. Единственные, кого Островский подробно, до малейших деталей описывает в пояснении, это актеры Несчастливцев и Счастливцев. Зная это, можно сразу определить, что актеры играют в этой комедии основополагающие роли.

В ремарках, посвященных им, нет общих фраз и характеристик. Здесь все очень конкретизировано. Островский не пытается показать скрытые черты характера героев, а предоставляет это самим читателям. Комедия необычна. Особенно для постановки. Ведь здесь актеры должны сыграть актеров. Сыграть нужно так, чтобы зрителям было понятно, как и зачем каждый из героев разыгрывает свою пьесу, и в то же время чтобы было видно, что герои обладают неким мастерством игры. Это сложно. А ведь именно в ремарках отражается игра, отражается, как в зеркале, и ниоткуда больше нельзя проникнуть в самую суть действий и мыслей героев. Ремарки часто воспринимаются как небольшие дополнения к основному тексту. По-моему, такой подход не очень верен. Да, ремарки это небольшие дополнения, но имеющие огромное значение. Через них мы можем увидеть реальную картину происходящего и по-настоящему почувствовать, понять эту пьесу одного из величайших русских драматургов.

В, как и во всяком другом произведении, отражается авторский взгляд на мир. Немаловажную роль для подобного общения между автором и читателем играют ремарки, тем более что пьесы Островского рассчитаны не только на постановку на сцене, но и на простое чтение.

Сначала в этих кратких пояснениях мы видим лишь чисто функциональную роль, но ведь большинство из них могут сказать массу интересного о характере персонажа, признать особый оттенок окружающей его обстановки. Многие великие произведения, и пьеса не является исключением. По словам одного из критиков: Теперь рассмотрим конкретные ремарки в данном произведении и попробуем понять их значение и соответственно роль. В начале любой пьесы мы встретим описание действующих лиц. Здесь автор отмечает основные черты своих персонажей, то, что кажется ему в них наиболее важным. В этой комедии список действующих лиц открывает Раиса Павловна Гурмыжская. Островский отмечает ее общий траурный вид и вскользь упоминает о рабочем ящичке, который она носит с собой постоянно. Далее идет ее родственница, Аксинья Даниловна, и уже по ремаркам можно догадаться о незавидном положении этой девушки в доме. Следующая затем господ Милонова и Бодаева поразительно напоминает, несмотря на все их внешние различия между собой, другую парочку Бобчинского и Добчинского. И уже здесь в ремарках есть намек на это: они обобщены как. После этого в списке мы встречаем имя Восьмибратова. Он. А надо сказать, что в данном произведении лес играет довольно интересную роль. Являясь, с одной стороны, вместителен, с другой он символизирует все живое в поместье Гурмыжской. Таким образом, от человека, который занимается его куплей-продажей, ничего хорошего ждать не приходится.

Из этой ремарки мы практически ничего не узнаем о Петре. И действительно, подобно Борису в, он выполняет здесь функцию скорее обстановки, нежели действующего лица. И последний интересный для нас здесь персонаж это Алексей Сергеевич Буланов, . Так мало слов, а мы можем уже многое предполагать в его характеристике. Конечно, значение этих персонажей станет понятно лишь потом, по ходу развития действия, но и при первом обзоре о них уже кое-что можно сказать. Далее идет первая ремарка описательного характера. Подобные пояснения несут в себе определенную символику, создают лирический или же бытовой фон. Описывают они в пьесе в основном усадьбу Гурмыжской: дом, природу. Есть также описание перекрестка, на котором встречаются дорога, ведущая к дому Гурмыжской, и путь в город Калинов. Рассмотрим сначала ремарки, относящиеся непосредственно к усадьбе. Вначале нам дается описание внутреннего расположения дома: неплохой домик. Далее в двух местах мы встречаем описание сада: И другая часть сада: Не случайно столь подробное описание, поскольку это место нам очень важно. Именно здесь раскрываются все тайны. Например, Счастливцев сообщает Несчастливцеву о взаимоотношениях между Гурмыжской и Булановым. Интересно в этой ремарке и упоминание о луне.

Луна это символ трудной, несчастной любви. Под луной встречаются Петр и Аксюша. В лунную ночь происходит встреча Счастливцева с Улитой, во время которой последний, прикинувшись влюбленным, узнает тайну Несчастливцева. И самое главное, при луне Гурмыжская открывает свои чувства Буланову. Причем конец этой встречи весьма печален для Буланова. Вот какую роль может одна маленькая ремарка в судьбах стольких персонажей. Второй разновидностью данного типа пояснения является описание перекрестка. На этом месте мы впервые встречаем Счастливцева и Несчастливцева, видим любовное свидание Аксюши и Петра. Вот как оно описывается в пьесе: . У столба низенький пень…> Описание этого перекрестка несет в себе определенную символику. Это как бы место пересечения двух жизненных путей, на котором стоит столб с указанием не просто направлений, а событий, соответствующих ему. В особенности это важно для Несчастливцева. Отправиться к Гурмыжской и жить в этом, но в роскоши, или же пойти по дороге в Калинов и жить бедно, но честно и свободно. Интересно также, что на пень садится Аксюша, а затем и Несчастливцев, о чем говорится в последующих ремарках. Это как бы указывает на их принадлежность к. В следующей ремарке идет описание Счастливцева и Несчастливцева. В последнем мы видим лишь резкие, глубокие черты, в то время как в образе второго актера заметна лишь мягкость, сочетание насмешливости и робости. По кратким характеристикам внешности мы можем многое сказать о характерах этих двух персонажей.

Теперь перейдем к ремаркам, важным при описании характеров героев. Здесь хотелось бы прежде привести общую мысль о том, что авторские пояснения, по словам одного из критиков, и в, и в показывают человека не в развитии, а егостатичное состояние, что делает их для нас еще более ценными.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Женские образы
    Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский - драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских...смотреть целиком
  2. Тема «горячего сердца» в произведениях Островского
    В творчестве Островского 70—80-х годов важное место занимает тема «горячего сердца». Неустанно разоблачая «темное царство» даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в...смотреть целиком
  3. Что же дал русской драматургии Островский
    Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов...смотреть целиком
  4. Островский и украинская культура  Новое!
    Творчество А. Н. Островского сыграло важную роль в укреплении идейно-художественных связей русской и украинской культур. Русский драматург постоянно проявлял живой интерес к украинской литературе и театру. В детстве среди учителей Ост­ровского был некто...смотреть целиком
  5. Идейная направленность первых комедий Островского  Новое!
    Субъективно Островский, действительно, осуждал растущие «пороки и недостатки» мещанско-купеческих и чиновничьих слоев ради «торжества добра, правды, закона». Из всего этого и вытекали особенности критической направленности первых комедий Островского,...смотреть целиком
  6. О творчестве А. Н. Островского  Новое!
    Творческий путь А. Островского охватывает период 40–80-х гг., который совпал со сломом двух эпох, сопровождавшимся обострением противоречий общественной жизни, столкновением разных мировоззренческих систем, болезненным отмиранием старых порядков...смотреть целиком
  7. Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60—80-х гг. XIX века)  Новое!
    В драматургии Островского 60—80-х гг. охват русской действи­тельности становился более ши­роким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода поло­жено двумя пьесами — «На всякого мудреца доволь­но простоты» (1868)...смотреть целиком