1. Соотнесение эпох и ее людей.
2. Роман М. Шолохова «Поднятая целина». Образы героев романа.
3. Социальная гармония по М. Шолохову.
Вопрос времени всегда оставляет людям возможность подумать над быстротечностью жизни, определить свои собственные ценности и приоритеты в давно сложившейся системе мировых общечеловеческих ценностей.
Как известно, общество живет так, как оно позволяет жизнь. Поскольку сами люди определяют свою судьбу. Но тем не менее судьбу диктует еще и время. Все вместе — общество и его эпоха — порождает целую систему, уклад жизни, в том числе политический.
Признано, что деспотические режимы тоже являются прямым следствием своего времени. История XX века запомнила много авторитарных правителей и режимов, один из которых существовал на территории нашей страны и стал трагичной страницей в летописи государства. Понятно, что в каждую эпоху живут свои люди и им свойственны свои идеи, чувства, стремления.
Однако литературный процесс любого времени отличается тем, что в центре внимания ставит проблемы и пытается их решить так, чтобы донести до широкого круга читателей. А при тоталитарном режиме широко круга проблем, авторских убеждений и читателей быть не может по определению. Заслуга М. Шолохова, написавшего известные романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина», в том, что хотя внешне его произведения и выдержаны в духе партии, то при ближайшем рассмотрении они вскрывают вопросы, далеко не пригодные к обсуждению в обществе. Сегодня нам можно легко отнестись к этому, решить дилетантский вопрос о духовной ценности шолоховских романов — при свободе слова. А тогда, в 30-х годах, писатель находился в сложной ситуации меж двух огней: партийной линии и ответственности перед потомками. И сегодня можно с уверенностью сказать, что со своей задачей М. Шолохов справился.
Роман «Поднятая целина». Что в нем? Описание того, как ничего не понимающие в сельском хозяйстве городские пролетарии пытались провести «реформу» в агропромышленном секторе? Да, и это только одна из сложившихся проблем романа.
Давыдов, Нагульнов, Разметнов — ключевые фигуры эпохи, которая их породнила их и сделала проявлением самой себя — эпохи коллективизации.
Действие происходит в Гремячем Логу, казачьей станице. Наступает переломный момент для всей страны в послереволюционный период. По замыслу правящего режима общество трудового крестьянства от мелкособственнической жизни должно перейти к коллективной собственности. Зажиточные крестьяне имеют благоустроенные усадьбы с имуществом и инвентарем. У другой части населения были дымные избушки с земляным полом. Поэтому приход в деревню Давыдова они воспринимают как единственную надежду на улучшение своей собственной жизни. Вряд ли в каком-то другом произведении мы найдем такое рассмотрение проблемы коллективизации, как в «Поднятой целине».
Несмотря на наличие ключевых фигур, по ходу романа видно, что главным героем его является народ, его судьба, а значит, и судьба всей России. Это было время, когда партией совершалась попытка «сформировать» нового человека, а потому ломалось массовое сознание. Этот процесс Шолохов опишет особо. Сложный период ликвидации частной собственности, раскулачивание с кровавыми сценами явились предтечей рождения новой деревни. Сцены «убоя скота» показали читателям, как сложно было крестьянству менять привычный уклад жизни, принятый еще дедами- Когда имеешь что-то свое, а с этого - и выгоду, трудно отказаться от имущества, сложить его в общий котел. Перестав ощущать себя полноправным хозяином, крестьянин начинает халатно растрачивать то, что раньше собиралось по крупицам и оберегалось. А как иначе: ведь «это теперь не мое».
Русский человек очень консервативен и привержен дедовским и отцовским традициям, а разрыв с ними означает глубокое душевное потрясение. Шолохов уделяет большое внимание созданию индивидуального образа, который все же выражает интересы определенной части населения. Демид Молчун, знавший, что такое обездоленность; Демка Ушаков с толпой голодных ребятишек; Кондрат Майданников, поднявшийся своими силами до середняка, — все они люди своего времени.
В романе есть и «мнимые» кулаки, которых несправедливо. лишили всего. Это трагическая судьба Тита Бородина. Мысль о его доле усиливает впечатление того, что вся коллективизация явилась массовой регрессивной компанией. И оно не обманчивое. Человек, поверивший в идеалы революции, работавший честно ради своих детей, явился теперь преступником.
Образы Давыдова, Нагульнова и Разметнова представляют собой порождение эпохи. На время коллективизации с ними тоже происходит заметные перемены. Даже улыбчивый Разметнов теперь более зорок и напряжен.
Нагульнов — фанатик своего дела. Он не признает середины и никогда не идет на компромиссы. Но аскетизм, фанатизм, доходившие до жестокости, все равно не убивают в нем душу. Это особенно хорошо видно в момент расставания Макара с его непутевой женой, которую он очень любил.
Давыдов, человек не имеющий представления о деревне, а мнящий ее лишь «как мотор невиданной конструкции», все же понимает, что коллективизация — ошибка эпохи. Тот факт, что сдвинуто человеческое сознание, а все перемены происходят против человеческой воли, определяет конечную неудачу предпринятой кампании. Можно сказать, что у Давыдова меняются даже политические убеждения. Это читается в его словах о том, что его личное счастье осталось где-то там в прошлом...
Массовые сцены романа подчеркивают то, что в глубине народа скрыт неведомой силы энергетический потенциал, который способен вылиться не только в поражающую умы трудоспособность, но и в бунт, сметающий все на своем пути.
Главным же выводом романа является то, что безжалостно раздавливать и ломать то, что создавалось веками, ни в коем случае нельзя. Традиции, на которых построено общество, является его фундаментом. А можно ли строить «голубое будущее» на пыльных перинах, облитых детскими слезами и кровью невинных людей?
Вопрос социальной гармонии в советском обществе поставлен Шолоховым в центре внимания и мастерски разрешен.
Национальная трагедия, истинное народное горе и вынужденное замалчивание правды все равно не смогли убить русского человека и его гуманистическое самосознание и мировоззрение. А светлое будущее возможно лишь с укреплением традиций. И дай Бог, чтобы это поняли все сегодня. Многострадальной России хватит уже кровавых экспериментов...