Страница: [ 1 ]  2  

Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» повествует о трагических страницах, нашей истории, о времени «великогоперелома», о судьбе крестьянства в период насильственной коллективизации, проводимой советской властью. В своем произведении Шолохов постарался воссоздать события, которые происходили на Дону в начале тридцатых годов XX века. Это было нелегкое время, когда сама «жизнь, — как пишет автор, — в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием», и разобраться в происходящем совсем не просто. Название произведения отражает символику того времени: поднятая целина — это метафора, которая определила содержание романа: плуг вздыбил и опрокинул дерновину на полях хутора Гремячий Лог, а лемехом революции перепахиваются людские судьбы.

Первый том «Поднятой целины» (1932) М. Шолохов создает по горячим следам коллективизации, работа над вторым томом окончательно была завершена в 1940 году. Партия послала на помощь селу двадцать пять тысяч передовых представителей рабочего класса. Семен Давыдов, один из «двадцатипятитысячников», приезжает в Гремячий Лог в качестве уполномоченного проводить сплошную коллективизацию и нещадно бороться с «врагом-кулаком». Но Давыдов приезжает в хутор не один. Одновременно с ним, хотя и тайно, в Гремячий Лог приезжает есаул Половцев и тоже в связи с постановлением о сплошной коллективизации. Но если Давыдов приезжает, чтобы помочь в организации колхоза, то контрреволюционер-подпольщик, казачий офицер Половцев преследует цель прямо противоположную. Он приезжает, чтобы помочь организовывать в Гремячем Логу « Союз освобождения родного Дона», деятельность которого направлена на то, чтобы помешать колхозному строительству. Половцев понимает, что если у мужика, у казака всерьез начнут отнимать нажитое им своим горбом добро, то хозяйская душа этого не вынесет, казак пойдет на все, чтобы отстоять то, что имеет, в чем заключается вся его жизнь, и поднять его на восстание будет не сложно.

По сути своей и Давыдов, и Половцев — чужие деревне люди. Они собираются вмешаться, нарушить устоявшееся веками течение жизни, мало что зная о ней, мало ее ценя и мало уважая ее законы. Но каждый из них воодушевлен своей идеей и собирается идти до конца. Коммунист Давыдов и белогвардеец Половцев олицетворяют, таким образом, крайние полюсы борьбы, развернувшейся на Дону в 30-е годы. Попытки собрать людей в колхоз и в «Союз освобождения» как бы взаимно исключают друг друга, выявляя беспочвенность и противоестественность и того и другого предприятия. Характерно, что бумага, которую должен подписать вступивший в в Союз освобождения родного Дона» Яков Островнов, очень напоминает заявление о вступлении в колхоз: «Обязуюсь беспрекословно слушаться своих начальников и командиров. Обязуюсь свое достояние принести на алтарь православного отечества. В чем и подписуюсь».

В своем произведении М. Шолохов старался быть объективным, он не хотел, чтобы его герои выглядели «плакатно и примитивно», поэтому как строители новой жизни, так и враги советской власти показаны в разных ситуациях, отражающих разные стороны их характеров. Вот, например, каким перед нами впервые предстает Половцев: «Приезжий снял башлык и белого курпяя папаху, обнажив могучий угловатый череп, прикрытый редким белесым волосом. Из-под крутого, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел комнату и, улыбчиво сощурив светло-голубые глазки, тяжело блестевшие из глубоких провалов глазниц, поклонился сидящим на лавке бабам». Что-то угрюмо-тяжеловесное и зловещее ощущается в Половцеве. И это не случайно. Где Половцев, там льется кровь, готовятся убийства и диверсии, он вдохновитель мести и преступлений. Вспомним, как он выходит из себя, когда ему рассказали о распределении среди бедноты кулацкой одежды. Он гневно кричит, что по весне перережут всех, кто принимал в этом участие. В то же время в разговоре с Яковом Лукичом Половцев вспоминает, как в детстве до смерти засек укусившего его щенка и как потом с самим Половцевым сделалась истерика от жалости к животному. С тех пор Половцев не любит собак, но, по его словам, любит кошек и маленьких детей. Таких противоречий в характере есаула много.

Как бы там ни было, Половцев — смелый и умный враг. Он бесстрашно появляется в хуторе, зная, что за ним по пятам следуют работники государственной безопасности, смело идет на такой шаг, как убийство Хопрова. Он хорошо разбирается в людях, подобных Островнову, знает, как привлечь их на свою сторону. Он бесстрашно встречается с людьми, зная, что один противостоит множеству. Характерна в этом отношении следующая сцена. Половцев вместе с Островновым отправляются на тайную сходку, где собираются сочувствующие белому движению крестьяне. Половцев сообщает собравшимся, что ждать осталось недолго и что выступление назначено на завтра. Крестьяне отвечают, что они сомневаются, сообщают, что вышла газета со статьей Сталина о перегибах в коллективизации. Они говорят, что раньше думали, будто приказ такой идет из центра, а теперь выясняется, что это местное начальство творило беззаконие. Поэтому их «пути-дорожки» с Половцевым теперь разошлись. Крестьяне также высказывают сомнение, что иностранцы, от которых Половцев обещает помощь, окажутся лучше коммунистов и что их « потом с родной земли; силой … придется выволакивать». Собравшиеся требуют назад свои расписки. В ответ на это Половцев выхватывает наган и кричит, что будет всех расстреливать как предателей. В других станицах казаки также отмазались восставать, и Половцев ругает казаков за то, что они не понимают, что статья Сталина — лишь маневр и подлый обман. Есауя преследует свою цель и на пути ее достижения проявляет упорство и смелость.

Половцеву не откажешь в природном уме, решительности, готовности погибнуть за свои идеалы. Но тем разительнее удивительная легкость, с какой он выдает в конце романа всех своих сообщников, понимая, что все равно будет расстрелян.

Характер Семена Давыдова, на стороне которого находятся авторские симпатии, также сложен и противоречив. В прошлом матрос Балтийского флота, Давыдов брошен партией на строительство новой жизни прямо от станка Путиловского завода. Перед ним стоит вполне определенная задача: организовать в Гремя-чем Логу коллективное крестьянское хозяйство, активно бороться со всевозможного рода уклонистами; спуску кулакам не давать, но в то же время не отпугнуть середняка неоправданно завышенными требованиями. Коммунист Давыдов воспринял линию партии на кооперацию как свое личное, кровное дело и направил на выполнение поставленной задачи все свои силы.

О деревенском труде Семен Давыдов имеет весьма смутное представление, зато воодушевленный приказом партии и вооруженный райкомовскими инструкциями, готов вести активную борьбу с врагом-кулаком, образ которого сложился у него из газетных статей и агитационных листков. Давыдов с легкостью навешивает политические ярлыки своим оппонентам, которые пытаются хоть как-то сдержать его «коллективизаторский» пыл, учитывая непростой «текущий момент». Как человек, преданный идеям социализма, Давыдов уже после первого знакомства с секретарем райкома Корчжинским — чиновником и бюрократом — испытывает к нему неприязнь. Уравновешенный , рассудительный Давыдов не может одобрить и крайности экспансивной натуры коммуниста Макара Нагульнова, в прошлом лихого кавалериста, пытающ

Похожие сочинения

  1. Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    «Поднятая целина» М. А. Шолохова — роман, вос­производящий подлинные исторические факты. Он дает наглядное представление о судьбе русского кре­стьянства в 30-е годы двадцатого столетия. Деревня того времени — это прежде всего частная собствен­ность и...смотреть целиком
  2. Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова
    Этот художественный принцип «оттенения» используется Шолоховым и при характеристике Давыдова, Андрея Размётнова, Макара Нагульнова, Найденова, Кондратько. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова...смотреть целиком
  3. Образ Щукаря в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    М. А. Шолохов нарисовал в романе «Поднятая це­лина» картину жизни народа в дни глубоких корен­ных преобразований, которые коснулись не только экономического уклада и социальных отношений в деревне, но и сознания и психологии людей. Несмотря на всю...смотреть целиком
  4. Идейно-художественное своеобразие романа М. Шолохова "Поднятая целина"
    Роман “Поднятая целина” — это произведение о становлении колхозного строя в деревне. В 1932 году Шолохов закончил первую книгу романа а в 1959-м — вторую книгу. В этой книге рассказывается о донском казачестве. Писателя интересуют истинные судьбы народных...смотреть целиком
  5. Коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    Роман М. Шолохова “Поднятая целина” можно назвать спорным. Несмотря на то, что автор пытается утвердить жизнеспособность идеи колхозного уклада крестьянской жизни, он, как талантливый художник, отражает глубокие противоречия, обнаружившиеся в процессе...смотреть целиком
  6. Дед Щукарь
    Дед Щукарь в ответ на предложение Давыдова купить нового козла говорит: «Такого козла ни за какие деньги не купишь, не было и нет таких козлов на белом свете! А горе мое при мне останется...» (Такое употребление слова «враг» поддерживается в романе обращением...смотреть целиком
  7. Труд и чувство собственности (по роману М. Шолохова "Поднятая целина")
    Роман “Поднятая целина” — одно из самых лучших произведений Михаила Александровича Шолохова. Писатель рассказывает о том, как происходил процесс коллективизации в двадцатые годы по всей стране. На первом плане в романе “Поднятая целина” мы видим коммунистов,...смотреть целиком