Страница: [ 1 ]  2  

М.А.Шолохов – один из крупнейших и талантлевейших советских писателей, вся жизнь и творческая деятельность которого посвящены борьбе за осуществление тех целей, к которым стремится весь народ, за мир во всем мире. В его творчестве исторически верно отражены переломные моменты в жизни нашей страны: гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. С
художественной правдивостью писатель рисует действительность во всей ее сложности, противоречиях,конфликтах и трудностях, показывает преодоление этих трудностей и победное движение народа.

Одним из лучших произведений
писателя является роман “Поднятая
целина”, рассказывающий о деревне в годы
коллективизации. В романе ярко освещены
основные проблемы 30-х годов. Он
воспроизводит реальную политическую
обстановку в деревне в период
коллективизации, остроту и напряженность
классовой борьбы и расстановку сил в
этой борьбе, изображает сопротивление
кулаков и белогвардейцев, их
вредительство, ошибки и перегибы в
коллективизации, преодоление трудностей
под руководством коммунистической
партии, ее руководящую и направляющую
роль, неразрывную, органичную связь с
народом.
Партийная ячейка Гремячего Рога во
главе с Давыдовым, посланцем ЦК партии,
изображена Шолоховым в динамике: из
немногочисленной по составу и слабой по
влиянию, она становится крупной
организационной силой в строительстве
новой, колхозной жизни. В центре ее
Давыдов – образец истинного коммуниста и
пример умелого руководителя масс; рядом
с ним сельские коммунисты – Нагульнов и
Разметнов. Они показаны в процессе
роста, преодоления недостатков и
приобретения опыта руководства.
Сплоченность рядов партии и взаимопомощь
коммунистов в социалистическом
преображении деревни подчеркнуты
введением в действие коммунистов
агитколонны: Кондратько, умного и
толкового организатора, и Ванюши
Найденова, агитатора, умеющего найти
доступ к самому черствому сердцу.
В образе Давыдова Шолохов показал
типичного пролетария, рядового
коммуниста, умелого руководителя и
организатора народных масс.
В 30-е годы партия послала в деревню
25000 передовых рабочих, одним из
них был и Давыдов, слесарь Путиловского
завода. Шолохов не дает нам развернутой
биографии Давыдова, но из отдельных ее
штрихов и эпизодов создается ясное
представление о жизненном пути героя, об
условиях, определивших формирование его
взглядов и характера.
Тяжелое детство, нужда и лишения в
семье рабочего, сосланного в Сибирь за
участие в забастовке, горечь пережитого
унижения рано определили
социалистическое самосознсние Давыдова.
Служба во флоте, участие в гражданской
войне и работа на Путиловском заводе
способствовали формированию
коммунистического мировоззрения и
мужественного характера героя.
Идейная вооруженность, политическое
чутье и природный ум помогают Давыдову
разобраться в сложной обстановке
классовой борьбы в деревне, понять
соотношение классовых сил и найти
правильное партийное разрешение вопросов
практической работы. “Хутор был для него
- как сложный мотор новой конструкции, и
Давыдов внимательно и напряженно пытался
познать его, изучить, прощупать каждую
деталь, слышать …каждый перебой в
каждодневном неустанном, напряженном
биении этой мудреной машины.” Он глубоко
вникает в директивы партии и
политические статьи, руководствуясь ими
в своей практической деятельности,
знакомится с агрономической литературой.

Он зорко всматривается в людей,
подбирает надежный актив и, опираясь на
лучшую часть бедняков и середняков, с
помощью местных коммунистов осуществляет
поставленную перед ним партией задачу -
организует в Гремячем Логе колхоз.
Давыдов умеет заглянуть в будущее,
вырастающее из сегодняшней борьбы. Он
мечтает о времени, когда “машина будет
все тяжелое работать за человека”. Он
мечтает об освоении пустующих целинных
земель и строительстве заводов. “Все
принадлежащее нам, все в наших руках,
факт!”- говорит он. Мечта Давыдова о
будущем предугадывает то, что ощущается
и осуществляется в деревне в наши дни.

Коммунизм является для Давыдова той
высокой целью, для осуществления которой
он живет и работает, преодолевает
трудности и препятствия. Он готов отдать
свою жизнь за дело партии: “Если
понадобится, за партию… я за свою
родную партию, за дело рабочих всю кровь
отдам. Всю до последней капли”. Чувство
советского патриотизма является
руководящим и определяющим его
деятельность: цель его жизни – служение
народу и Родине.
Образцом героизма в выполнении
долга, мужества и непоколебимой
стойкости коммуниста является поведение
Давыдова во время разгрома колхозных
амбаров, когда он, рискуя жизнью,
защищает общественную собственность от
разъяренной толпы, пытавшейся под
влиянием агитации кулаков расхитить
колхозные семена. Понимая угрожающую ему
смертельную опасность он ни на минуту не
теряет твердости духа и решительно
заявляет:”До ночи буду водить, а ключей
нету… Не отдам!” Он готов погибнуть
ради общего блага, защищая интересы тех
людей, которые поддались влиянию врага.

“За вас же, проклятые… – неожиданно
звонко сказал Давыдов и повел по
сторонам посветлевшими глазами, – для
вас же делаем и вы же меня убиваете…
Ах, сволочи! Не дам ключей, понятно?
Факт, не дам!” Давыдов понимает, что
рассвирепевшая толпа действовала по
чужой указке, поэтому, забыв личную
обиду, он терпеливо разъясняет на
хуторском собрании смысл происшедших
накануне событий и причину их – кулацкую
агитацию. Твердым, решительным тоном
руководителя колхоза он заканчивает свою
речь на собрании требованием
безотлагательно приступить к севу:

“Поволынили, граждане, и будет… надо
работать, а не валять дурака…”
Давыдов знает народ, верит в него.
Он умеет разбудить силы народа и
направить их на создание новой жизни.
Давыдов сам берется за плуг, выполняет
норму и блестяще развертывает
социалистическое соревнование. “Умру на
пашне, а сделаю! Ночью при фонаре буду
пахать, а вспашу десятину с четвертью,
иначе нельзя. Позор всему рабочему
классу,”- думает Давыдов, приступая к
незнакомой работе, и со свойственным ему
упорством и настойчивостью осуществляет
трудную задачу. Это еще более укрепляет
его связь с народом.
Шолохов рисует своего героя, не
скрывая его недостатков, следуя
жизненной правде. Он обобществляет, не
разобравшись в положении, скот и птицу и
сам же исправляет сделанное, он не сумел
распознать в Островнове врага и т.д.
Однако, образ Давыдова полон обаяния,
глубокой любви и уважения к простым
людям, сердечной чуткости и теплоты в
отношениях с ними, простоты и
скромности, непосредственности и
искренности, жизнерадостности и
оптимизма. В борьбе за счастье народа он
видит свое личное счастье, в успехах
социалистического строительства он видит
свое бессмертие.
Во второй книге романа Давыдов
показан на новом этапе развития, в
не менее сложной и острой обстановке
борьбы с замаскированными врагами. И
погибает он в честной схватке с ними как
настоящий герой.
Одним из главных действующих лиц
романа “Поднятая целина” является
секретарь гремяченской партячейки
краснознаменец Нагульнов. С первых
страниц романа автор дает его
характеристику: “резковат, весь из
углов… все острые”.
Сын зажиточного казака, он с ранних
лет возненавидел собственность и
проникся ненавистью к звериным нравам
старого мира, наблюдая их в окружающей
среде. Уйдя из родного дома, он стал
батраком. Во время империалистической
войны понял необходимость борьбы с
собственническим капиталистическим
строем. С фронта он вернулся
большевиком. Начал активно в гражданской
войне, отстаивая власть Советов. За
храбрость и отвагу получил орден
Красного Знамени.
Чувство революционного долга и
непримиримая ненависть к врагам являются
основными чертами Нагульного как
коммуниста. Отсутствие политической
дальнозоркости и умения разобраться в
конкретной обстановке – причины ряда его
ошибок и промахов. Увлеченный идеей
коллективизации, он стремится
осуществить ее как можно скорее. С этой
целью вместо разъяснения преимуществ
колхозной жизни, он принуждениями и
угрозами заставляет вступать в колхоз.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    «Поднятая целина» М. А. Шолохова — роман, вос­производящий подлинные исторические факты. Он дает наглядное представление о судьбе русского кре­стьянства в 30-е годы двадцатого столетия. Деревня того времени — это прежде всего частная собствен­ность и...смотреть целиком
  2. Образ Щукаря в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    М. А. Шолохов нарисовал в романе «Поднятая це­лина» картину жизни народа в дни глубоких корен­ных преобразований, которые коснулись не только экономического уклада и социальных отношений в деревне, но и сознания и психологии людей. Несмотря на всю...смотреть целиком
  3. Характеристика образа Кондрата Майданникова
    Майданников Кондрат — крестьянин-«середняк». Образ героя призван продемонстрировать движение крестьянской массы к сотрудничеству с советской властью. На собрании при обсуждении плана организации колхоза он с цифрами в руках доказывает, что коллективное...смотреть целиком
  4. Юмор на страницах романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»
    Человек, взявший в руки эту книгу, с первых же страниц начинает сопереживать героям, с волнением следить за тем, как развивается сюжет. Большую роль в создании столь экспрессивных и живых образов героев романа сыграл юмор. С помощью шуток, казачьих...смотреть целиком
  5. Раскрытие образа Давыдова в романе «Поднятая целина»
    Михаил Александрович Шолохов был непосредственным участником и свидетелем коллективизации на Дону. Наблюдая за работой рабочих-путиловцев Баюкова и Плоткина, он сумел впоследствии создать правдивый характер посланца партии, двадцатипятитысячника Семена...смотреть целиком
  6. Сюжет романа «Поднятая целина»
    Сюжет романа «Поднятая целина» переносит нас на Дон, на хутор Гремячий Лог, куда одновременно приезжают участники и идеологи будущего конфликта: один, Половцев, ночью, как волк, потому что он белогвардеец, другой, бывший путилов-ский рабочий и красный...смотреть целиком
  7. Отражение мира людей в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    В романе «Поднятая целина» мир животных — это как бы продолжение и отражение мира людей. Изначально, в крестьянском быту, животные — это помощники и сотрудники человека, их ждут, о них мечтают, выхаживают, как детей, ими гордятся. Перечитаем, как вспоминает...смотреть целиком