Бывший зэк, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глу­хом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. Они сразу находят общий язык. Ря­дом с Матреной герой успокаивается душой. Жизнеописание про­стой русской женщины, не растерявшей в лишениях и мучениях своих лучших человеческих качеств, легло в основу рассказа.

Темой рассказа является описание жизни патриархального рос­сийского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищ­ность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской де­ревни начала 50-ых годов (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотно­шение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчер­кивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть — из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен за­ниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в ра­боте, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: рас­крыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизнен­ные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы «матрениного двора» (как личного мира героини) до мас­штабов человечества.