Рассказ «Матренин двор» был напечатан в 1963 г. в «Новом мире». Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же при­чинам год действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографи­чен и достоверен», да и отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Жизнь Матрены Василь­евны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное на­звание деревни — Мильцево Купловского района Владимирской об­ласти. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Бедность, нищета крестьянства, утра­тившего хозяйственные традиции работы на земле.Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солжени­цына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же на­писал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть — на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

Похожие сочинения

  1. "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор")
    В одном из последних выступлений по телевидению Солженицын сказал: «Россия – это не только Москва и Санкт-Петербург. Россия в большей степени – это Урал, Сибирь, Алтай, Черноземье.… И сегодня хранителями русских традиций и загадочной русской души являются...смотреть целиком
  2. Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
    Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен...смотреть целиком
  3. Рецензия на рассказ А.И.Солженицына
    Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовы-ми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так,...смотреть целиком
  4. Женские образы в творчестве А. И. Солженицына
    Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины. Но наша жизнь — это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь “сильными мира сего”. Как и у любого...смотреть целиком
  5. Проблема народного характера
    "Матренин двор" является вторым (разрешенным цензурой) названием рассказа "Не стоит село без праведника". По своей семантике является менее емким, чем первое, раскрывающее основную проблему произведения. Понятие "село"...смотреть целиком
  6. Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1
    ...Есть она тот самый праведник, без которого... не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе \"Матренин двор\" А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских классиков,...смотреть целиком
  7. Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»  Новое!
    Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на...смотреть целиком