Страница: [ 1 ]  2  

1. Прием контраста при описании героини.
2. Родные существа и природные «помощники».
3. Затерявшаяся праведная душа.

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.
Ф. М. Достоевский

Несмотря на то что первой ласточкой, оказавшейся в печати, был рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», на первое место по полярности уже в 1960-х годах вышел «Матренин двор». В небольшом произведении автор рассказывает о судьбе русской крестьянки. Уникальность образа, использованного автором, раскрывается в том, что Матрена человечностью и добротой, которые должны быть в душе каждого человека, своими делами и поступками завоевывает симпатию рассказчика и читателей, а не пустыми словами.



Кажется, писатель хочет сказать о том, что в любом из нас есть добрые и светлые душевные порывы. Об этом свидетельствует образ постояльца, человека на долю которого выпало немало испытаний. Но в начале знакомства он закрывается от Матрены, не хочет, чтобы она вторгалась в его жизнь. Однако от героини исходит столько добра и теплоты, что сердце Игнатича таит, и он раскрывает свою душу этому праведному человеку. «Мне дороже была, — делился своими впечатлениями постоялец, — эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить».

При изображении образа Матрены автор использует прием контраста, с помощью которого видна духовная сущность крестьянки. Так представлены люди, которые делят то небольшое имущество, что осталось после Матрены: «Спор шел об избе: кому она — сестре или приемной дочери. Уж дело упиралось писать в суд, но примирились, рассудя, что суд отдаст избу не тем и не другим, а сельсовету. Сделка состоялась». Матрена же никогда ничего не делила, даже пенсии себе все никак не могла выхлопотать несмотря на то что осталась одна без кормильца.

Благодаря смене ритмики, использованной автором в повествовании, создается многослойная картина русской жизни. Мы видим героиню с разных сторон. То она помогает другим с огородом, то привечает у себя племянницу. Героиня никому и никогда не могла ни в чем отказать: «Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке, и воротясь, еще говорила без тени зависти: "Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее"». Такая искренняя заинтересованность и радость за другого человека становится еще одной черточкой к портрету праведного человека. Новое в этом образе раскрывается не только благодаря людям, но и обстановке, в которой живет Матрена. Она настолько же бесхитростна, как и сама хозяйка. «Просторная изба, и особенно лучшая приоконная ее часть, была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Населяла этой живой уголок и колченогая кошка, которая была подобрана хозяйкой из жалости и прижилась. Заметим, что фикус и кошка — два родных существа, которые окружали эти долгие годы Матрену, — по очереди покидают ее дом. Они были тоже не согласны с тем, чтобы изба стояла в новом месте. Колченогая кошка пропала, а фикусы вынесли. Ничего родного не осталось для Матрены в опустевшем доме. В дни переезда «кошка колченогая сбрела со двора — и пропала. Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену». Растения же ее ждали до самого конца. Но когда они оказались ненужными, в день похорон хозяйки, их вынесли из горницы: «И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила, что проснувшись когда-то ночью в дыму, не избу бросалась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму), — фикусы вынесли из избы».

Большое значение имеет встреча главного героя с Матреной. Ведь именно через его восприятие окружающего мира перед нами раскрывается образ праведного человека. Она оказывает благотворное влияние и на своего постояльца. Матрена не столько своими словами, сколько поступками показывает то, что можно и нужно жить ради других. Возможно, именно это помогает Игнатичу убедиться в правильности своего выбора. Ведь он лагерник, поэтому хорошо устроиться после такого срока просто не мог. Он хотел учительствовать, то есть передавать свои знания и опыт новому поколению.

Приветливость Матрены и ее голос завораживали Игнатича, он снова пробуждали его к новой жизни, далекой от всяких тревог и сомнений: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Матрена почувствовала родственную душу в Игнатиче, поэтому во второй части повествования сама начала рассказывать о нелегкой судьбе, когда она осталась без мужа.



Отдельного рассмотрения заслуживает двор Матрены, тем более что он вынесен в название рассказа. В произведении показано духовное родство дома и его хозяина. В этом мы убеждаемся в ходе рассказа. Заметим, что когда Матрена «теряет» свой дом, она погибает сама. Тогда возникает вопрос: почему же в конце произведения Матрена, праведник, который оказывает столько добра окружающим, гибнет. Возможно, что просто в ее окружении не было людей, способных оценить ее душевное богатство. Но ей удается в какой-то степени вернуть к жизни главного героя, для которого подобная встреча имела большое значение. Она дала ему возможность оглянуться вокруг себя и посмотреть на окружающих повнимательнее. Возможно, и нам в жизни нужно поступить также, чтобы не допустить гибели праведного человека.



А может быть писатель понимает, что такой человек не может жить в этом мире. Ведь если бы героиню окружали такие как Игнатич, то они смогли еще бы очень долго дарить свое добро и теплоту окружающим. Однако жестокость мира и неприспособленность Матрены к жизни по его правилам приводит героиню к гибели.



Люди, среди которых живет Матрена, очень жестоки. Но ей в праведной жизни помогает природа. Так метель не дает несколько дней вывести вещи из ее дома. «Но в тот же день началась мятель — дуель, по-матренинному. Она кутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами». В результате этого приходится затратить немалые силы, чтобы наконец сдвинуть повозку с места. Таким соотнесением автор еще раз подчеркивает, что жестокость людей не имеет границ. Их корысти и равнодушия оказалось достаточно для того, чтобы погубить одну праведную душу, которая могла привести их к спасению.



Важно отметить, что перед роковыми событиями на деревню спускается тишина. Кажется, что сама природа предчувствует беду. «Я мог тогда понять, — думал про Себя постоялец, — отчего тишина, — оттого, оказалось, что за весь вечер ни одного поезда не прошло по линии в полуверсте от нас».



Так автор показывает, что за Матрену, праведного человека, заступается только природа. Только она понимает внутреннюю сущность этого человека. Только в ней находятся силы для защиты невинного и всеми незамечаемого человека. Писатель использует и природные зарисовки для отражения душевного мира главной героини: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Особую значимость рассказ приобретает тогда, когда мы узнаем о том, что у Матрены есть реальный про

Похожие сочинения

  1. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи
    1. Солженицын — летописец советской эпохи. 2. «Матренин двор» — прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи,...смотреть целиком
  2. Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны
    Григорьева Матрена Васильевна — крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского...смотреть целиком
  3. Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2
    Рассказ А.И.Солженицына \"Матрёнин двор\" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. \"Матрёнин двор\" написан целиком...смотреть целиком
  4. Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"
    Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так,...смотреть целиком
  5. Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2
    Рассказ Александра Исаевича Солженицына \"Матренин двор\" – произведение, основанное на реальных событиях, можно сказать автобиографичное. Автор действительно после возвращения из лагеря работал в сельской школе и жил в доме у Матрены Васильевны...смотреть целиком
  6. Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
    Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении...смотреть целиком
  7. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".)
    Исходное название рассказа “Матренин двор” — “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования...смотреть целиком