Как и многие, рассказ Солженицына «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталин­ских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа — ре­ально существовавшая женщина, хорошо знакомая Со­лженицыну, подробности жизни и смерти которой он и воссоздал.
Образ Матрены воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше pi меньше. Этот человек, сам того не понимая и не стре­мясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедей. Матрена живет не для себя, она живет для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося.
Согласно ее жизненной философии, все так и долж­но быть. Поэтому у героини не возникает мысли отка­зать кому-то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не замечая того, что люди с откровенной наглостью пользуются ее добротой. В этой бескорыстной помощи весь смысл и цель ее жизни.
В этом рассказе, соединившем в себе черты художе­ственного очерка, повествования романного типа и даже элементы жития, главным является мотив неузнан­ного и непонятого праведника. На это указывает даже первоначальное название произведения: «Не стоит село без праведника», — которое впоследствии было измене­но на всем известное «Матренин двор».
Именно Матрена — нищая и физически немощная, оказалась тем самым праведником, без которого не мо­жет стоять село, а в целом и весь мир. Благодаря своей духовной чистоте, бессознательному следованию зако­нам гуманизма и христианской доброты, Матрена ста­ла тем столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного саморазрушения, вызванного алчно­стью и взаимным недоброжелательством.
В этой связи особенно символичной кажется гибель героини в конце рассказа.

Матрена и подобные ей — это последние «опоры», удерживающие мир от падения в бездну. В этом плане можно провести параллель с библейским преданием о Содоме и Гоморре, городах, которые Бог обещал поща­дить, если там найдется хотя бы десять праведников. Но праведников там не оказалось, и города были разруше­ны. По мнению Солженицына, именно такая судьба мо­жет в скором времени ожидать и наш мир.
Об особенной отмеченности Матрены Богом свиде­тельствует и картина ее смерти. После гибели ее тело превращается в настоящее кровавое месиво, и только лицо сельской праведницы, «больше живое, чем мерт­вое», а также правая рука чудом уцелели. «Ручку-то пра­вую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться...» — говорит одна из женщин.
С Божьей помощью Матрена противостоит злому началу, которое всегда присутствует в жизни. Даже гиб­нет она после того, как у нее украли котелок с водой и она, не имея возможности причащаться в соседнем хра­ме, который находился слишком далеко от ее деревни, оказывается беззащитна перед силами зла. На мой взгляд, этот эпизод показывает отношение Солженицы­на к царившей в обществе тех лет бездуховности и ис­коренению религии. Утратив веру в Бога, Россия не сможет выстоять и окажется бессильна перед злом. Ду­ховное начало людей всегда было связано с религией, с верой, и поэтому, считает писатель, если люди потеря­ют веру, то они потеряют и свою человечность, превратятся в живые машины.

Похожие сочинения

  1. Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2
    Рассказ А.И.Солженицына \"Матрёнин двор\" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. \"Матрёнин двор\" написан целиком...смотреть целиком
  2. История создания рассказа «Матренин двор»  Новое!
    Рассказ «Матренин двор» был напечатан в 1963 г. в «Новом мире». Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же при­чинам год действия...смотреть целиком
  3. В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    Как и многие другие, рассказ Солженицына «Матре­нин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталинских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Вла­димирской области. Главная героиня рассказа...смотреть целиком
  4. Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
    Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен...смотреть целиком
  5. Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия  Новое!
    В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив...смотреть целиком
  6. Матрена
    Матрена Васильевна Григорьева - крестьянка в деревне Тальново, одинокая женщина лет 60-ти, по болезни освобожденная от работы в колхозе. М. «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить...смотреть целиком
  7. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".)
    Исходное название рассказа “Матренин двор” — “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования...смотреть целиком