Как и многие, рассказ Солженицына «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталин­ских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа — ре­ально существовавшая женщина, хорошо знакомая Со­лженицыну, подробности жизни и смерти которой он и воссоздал.
Образ Матрены воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше pi меньше. Этот человек, сам того не понимая и не стре­мясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедей. Матрена живет не для себя, она живет для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося.
Согласно ее жизненной философии, все так и долж­но быть. Поэтому у героини не возникает мысли отка­зать кому-то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не замечая того, что люди с откровенной наглостью пользуются ее добротой. В этой бескорыстной помощи весь смысл и цель ее жизни.
В этом рассказе, соединившем в себе черты художе­ственного очерка, повествования романного типа и даже элементы жития, главным является мотив неузнан­ного и непонятого праведника. На это указывает даже первоначальное название произведения: «Не стоит село без праведника», — которое впоследствии было измене­но на всем известное «Матренин двор».
Именно Матрена — нищая и физически немощная, оказалась тем самым праведником, без которого не мо­жет стоять село, а в целом и весь мир. Благодаря своей духовной чистоте, бессознательному следованию зако­нам гуманизма и христианской доброты, Матрена ста­ла тем столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного саморазрушения, вызванного алчно­стью и взаимным недоброжелательством.
В этой связи особенно символичной кажется гибель героини в конце рассказа.

Матрена и подобные ей — это последние «опоры», удерживающие мир от падения в бездну. В этом плане можно провести параллель с библейским преданием о Содоме и Гоморре, городах, которые Бог обещал поща­дить, если там найдется хотя бы десять праведников. Но праведников там не оказалось, и города были разруше­ны. По мнению Солженицына, именно такая судьба мо­жет в скором времени ожидать и наш мир.
Об особенной отмеченности Матрены Богом свиде­тельствует и картина ее смерти. После гибели ее тело превращается в настоящее кровавое месиво, и только лицо сельской праведницы, «больше живое, чем мерт­вое», а также правая рука чудом уцелели. «Ручку-то пра­вую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться...» — говорит одна из женщин.
С Божьей помощью Матрена противостоит злому началу, которое всегда присутствует в жизни. Даже гиб­нет она после того, как у нее украли котелок с водой и она, не имея возможности причащаться в соседнем хра­ме, который находился слишком далеко от ее деревни, оказывается беззащитна перед силами зла. На мой взгляд, этот эпизод показывает отношение Солженицы­на к царившей в обществе тех лет бездуховности и ис­коренению религии. Утратив веру в Бога, Россия не сможет выстоять и окажется бессильна перед злом. Ду­ховное начало людей всегда было связано с религией, с верой, и поэтому, считает писатель, если люди потеря­ют веру, то они потеряют и свою человечность, превратятся в живые машины.