Фигура Солженицына заметно выделяется на фоне литературной истории ХХ века. Этот писатель занял в духовной культуре современной России особое место. В 1960-е -1980-е гг. именно Солженицын воспринимался в России как воплощение совести нации, как нравственный высший авторитет для современников. Подобная авторитетность в сознании русского человека издавна связывалась с независимостью по отношению к властям и с особым “праведническим” поведением - смелым обличением общественных пороков, готовностью гарантировать правдивость своей “проповеди” собственной биографией, серьёзнейшими жертва-ми, приносимыми во имяторжества истины. Одним словом, Солженицын относится к тому редкому в ХХ веке типу писателей, который сложился в русской литературе прежнего века - к типу писателя - проповедника, писателя - пророка, писателя - исследователя русского характера человека.

Его интересует сам народный характер и его существование ” в самой нутряной России - если такая где-то была, жила”, в той самой России, которую ищет повествователь в рассказе “Матрёнин двор”. В этом рассказе авторская цель реализуется в разработке двух образов - рассказчика и главной героини. Сюжет концентрируется вокруг события, происшедшего “На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани”. Оно стало настолько заметным, что “с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход”, потому что “машинисты знали и помнили”. Помнил его и рассказчик, повествование о судьбе которого является важной составной частью сюжета. Он прошёл путь к “Матрёниному двору” “из пыльной горячей пустыни”, где “задержался… годиков на десять”.

Осуществить свою мечту вернуться в “нутряную” Россию ему удаётся, когда в стране начало “что-то… страгиваться”. Долгие годы испытаний не поселили в душе рассказчика обиды на Россию, не оставили в ней злого следа. Его влечёт в “тихий уголок”, где “ниоткуда не слышно радио и всё в мире молчит”, и потому можно расслышать слова, “те самые, за которыми потянула… тоска из Азии”, от смысла которых “веселела душа” и становилось ясно, что нужно делать, чтобы было “не обидно бы жить и умереть”. Поиски его ведут в глубинку, ” подальше от железной дороги”, где за “лихими”, “дремучими, непрохожими лесами” могла сохраниться исконная русская душа. Но и по этой древней стороне прокатилось безжалостное колесо истории, сравнявшее с землей “изрядно гектаров леса”, изуродовавшее русский язык и деревенский уклад быта. Веря в то, что “успокоение”, “просветление” надо искать в “кондовой России”, рассказчик готов отправиться ещё “подале”. В прямом смысле - найти деревню “поглуше”, в переносном - заглянуть в глубины народного сознания.

Судьба его приводит к “одинокой женщине лет шестидесяти “, бедной и измотанной “чёрным недугом”, у которой он по воле обстоятельств вынужден снимать комнату. Своё согласие с таким “жребием” рассказчик объясняет не только желанной тишиной в “темноватой избе”, но и той особой жизнью, которую он почувствовал в ней. Наблюдая за повседневной нищенской, непритязательной жизнью Матрёны Васильевны, рассказчик видит её несоответствие духовному настрою героини. Как и у него самого, “много было у Матрёны обид”, с ней “наворочено было много несправедливостей”. Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала она ни рубля. Пенсию ей не платили. А в колхозе она работала не за деньги - за “палочки”.

Едой ей с

Похожие сочинения

  1. Характеристика образа Григорьевой Матрены Васильевны
    Григорьева Матрена Васильевна — крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского...смотреть целиком
  2. Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2
    Рассказ А.И.Солженицына \"Матрёнин двор\" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. \"Матрёнин двор\" написан целиком...смотреть целиком
  3. Образ России в рассказе «Матренин двор»
    «Какова Россия А. И. Солженицына?» Вопрос поставлен слиш­ком обще, поэтому мы обращаемся ко второй части этого пункта, где нам предлагают описать образ России в рассказе «Матрёнин двор». Герой рассказа хочет «затесаться и затеряться в самой нут­ряной...смотреть целиком
  4. Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1
    ...Есть она тот самый праведник, без которого... не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе \"Матренин двор\" А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских классиков,...смотреть целиком
  5. Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор»)
    С ее терпеньем безнадежным, . С ее избою без сеней, И с трудоднем пустопорожним, И с трудоночью — не полней... Со всей бедой — Войной вчерашней И тяжкой нынешней бедой. А. Т. Твардовский Практически все творчество А. И. Солженицина — о трагическом...смотреть целиком
  6. Нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» 2
    Стержневая тема творчества А. И. Солженицына — противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России. В рассказе «Матренин двор» автор изобразил...смотреть целиком
  7. Русская деревня. ("Матренин двор" А.Солженицына)
    Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово "деревня"? Сразу же вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие мозолистые руки....смотреть целиком