Александр Солженицын
«Матренин двор» Автор: Солженицын А.И. Дата написания: 1959 Первая публикация: 1963 Другие сочинения по произведению Матренин двор Солженицына
|
Cочинение «Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор"»Александр Исаевич Солженицын - замечательный русский писатель, воевал, с 1943 - 1945 год командовал батареей, а затем был осужден за ведение дневников, что в действующей армии было запрещено. В 1962 году в "Новом мире" опубликовал ставший знаменитым рассказ "Один день Ивана Денисовича". В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. За выход на Западе первого тома "Архипелага ГУЛАГа" писателя насильственно выдворили из СССР. Жил в Швейцарии, затем в США. После перестройки вернулся в Россию. К тому времени вышли "Красное колесо", "Бодался теленок с дубом", другие замечательные произведения. Для меня Солженицын, прежде всего автор изумительных миниатюр "Крохотки", эссе "Как нам обустроить Россию" и рассказа "Матренин двор". По свидетельству автора, жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены, как были. Действие произведения разворачивается в 1956 году. У Матрёны поселяется ЗЭК, ныне школьный учитель, который с немногословной, улыбчивой и бескорыстной хозяйкой быстро находит общий язык. Рассказчик и героиня живут в согласии, основа его - взаимоуважение. Матрёна - настоящий образ "русской женщины" (вспомним некрасовских героинь). Она образ скромности, кротости, и автор видит в ней смысл русской жизни. Но образ этот таит в себе и трагедию. Трагично её прошлое, трагичен её конец: жадный деверь вырвал у неё горницу и сделался косвенной причиной её бессмысленной смерти на железнодорожном переезде. Как эгоизм, хищность, корысть разрушили Матренину жизнь, так это же самое отображает очерк. Солженицын взял подлинное происшествие, свидетелем которому был и которое пережил с особенной остротой. Как Иван Сергеевич Тургенев в "Записках охотника", он, Солженицын, обращается к жанру очерка, чтобы сама жизнь заговорила о русской судьбе. А жила Матрёна по христианским заповедям: никого не обманывала, много трудилась, ничего не просила для себя. "А дело всякое начинала "с Богом!"" Она была необразованной, простой женщиной, но с богатым внутренним миром. Глубокий смысл обретает описание её избы. Одинокая среди людей, она окружила себя близкими "существами". В её доме были фикусы. Однажды, проснувшись в дыму, она не избу бросилась спасать, а валила фикусы на пол, чтобы не задохнулись. "Они заполняли одиночество хозяйки, безмолвной, но живой теплотой". Фикусы сравниваются с лесом. Словно составляют некую частицу мира природы. А шуршание тараканов в её доме сравнивается с шумом океана. Так сама природа живет в бедном доме Матрёны. Не таков другой мир. Совсем другая жизнь, другие интересы лежат вне её мира. Там её обижали, притесняли. Гибнет праведница Матрёна. По законам рациональной жизни она ничего не оставила после себя, "не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…" Но с её смертью уходит понятие "светлая Русь". Праведница Матрёна живет на неправедной земле, в которой царят безверие, злоба и грех. Рядом с ней прожил Фаддей, любивший её когда-то. Но он, потерявший сына, Матрёну, думает только о том, как разделить её скудное имущество и не успокаивается до тех пор, пока не перевозит к себе домой доставшиеся ему сарай и забор. У него с Матрёной была одинакова тяжёлая судьба, но она осталась человеком, и в этом её отличие. "Не стоит село без праведника" - гласит пословица. Автор от себя добавляет: "Ни город. Ни вся земля наша". Пока звучит рассказ о таких вот людях, как Матрёна, живут в народе совесть, бескорыстие, доброта, трудолюбие. Произведение появилось в тот момент, когда другие авторы воспевали сытную колхозную жизнь. Не видели нищих деревень, разрушенных церквей, обманутых старух? Видели, конечно. Поэтому рассказ и произвел шок, а общество стало на путь выздоровления. |