Александр Исаевич Солженицын - замечательный русский писатель, воевал, с 1943 - 1945 год командовал батареей, а затем был осужден за ведение дневников, что в действующей армии было запрещено. В 1962 году в "Новом мире" опубликовал ставший знаменитым рассказ "Один день Ивана Денисовича". В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. За выход на Западе первого тома "Архипелага ГУЛАГа" писателя насильственно выдворили из СССР. Жил в Швейцарии, затем в США. После перестройки вернулся в Россию. К тому времени вышли "Красное колесо", "Бодался теленок с дубом", другие замечательные произведения. Для меня Солженицын, прежде всего автор изумительных миниатюр "Крохотки", эссе "Как нам обустроить Россию" и рассказа "Матренин двор". По свидетельству автора, жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены, как были. Действие произведения разворачивается в 1956 году. У Матрёны поселяется ЗЭК, ныне школьный учитель, который с немногословной, улыбчивой и бескорыстной хозяйкой быстро находит общий язык. Рассказчик и героиня живут в согласии, основа его - взаимоуважение. Матрёна - настоящий образ "русской женщины" (вспомним некрасовских героинь). Она образ скромности, кротости, и автор видит в ней смысл русской жизни. Но образ этот таит в себе и трагедию. Трагично её прошлое, трагичен её конец: жадный деверь вырвал у неё горницу и сделался косвенной причиной её бессмысленной смерти на железнодорожном переезде. Как эгоизм, хищность, корысть разрушили Матренину жизнь, так это же самое отображает очерк. Солженицын взял подлинное происшествие, свидетелем которому был и которое пережил с особенной остротой. Как Иван Сергеевич Тургенев в "Записках охотника", он, Солженицын, обращается к жанру очерка, чтобы сама жизнь заговорила о русской судьбе. А жила Матрёна по христианским заповедям: никого не обманывала, много трудилась, ничего не просила для себя. "А дело всякое начинала "с Богом!"" Она была необразованной, простой женщиной, но с богатым внутренним миром. Глубокий смысл обретает описание её избы. Одинокая среди людей, она окружила себя близкими "существами". В её доме были фикусы. Однажды, проснувшись в дыму, она не избу бросилась спасать, а валила фикусы на пол, чтобы не задохнулись. "Они заполняли одиночество хозяйки, безмолвной, но живой теплотой". Фикусы сравниваются с лесом. Словно составляют некую частицу мира природы. А шуршание тараканов в её доме сравнивается с шумом океана. Так сама природа живет в бедном доме Матрёны. Не таков другой мир. Совсем другая жизнь, другие интересы лежат вне её мира. Там её обижали, притесняли. Гибнет праведница Матрёна. По законам рациональной жизни она ничего не оставила после себя, "не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…" Но с её смертью уходит понятие "светлая Русь". Праведница Матрёна живет на неправедной земле, в которой царят безверие, злоба и грех. Рядом с ней прожил Фаддей, любивший её когда-то. Но он, потерявший сына, Матрёну, думает только о том, как разделить её скудное имущество и не успокаивается до тех пор, пока не перевозит к себе домой доставшиеся ему сарай и забор. У него с Матрёной была одинакова тяжёлая судьба, но она осталась человеком, и в этом её отличие. "Не стоит село без праведника" - гласит пословица. Автор от себя добавляет: "Ни город. Ни вся земля наша". Пока звучит рассказ о таких вот людях, как Матрёна, живут в народе совесть, бескорыстие, доброта, трудолюбие. Произведение появилось в тот момент, когда другие авторы воспевали сытную колхозную жизнь. Не видели нищих деревень, разрушенных церквей, обманутых старух? Видели, конечно. Поэтому рассказ и произвел шок, а общество стало на путь выздоровления.

Похожие сочинения

  1. Смысл названия рассказа «Матренин двор»  Новое!
    Первое название рассказа было «Не стоит село без праведников». Праведник — во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (правила; определяющие нравы, поведение,...смотреть целиком
  2. Образ России в рассказе «Матренин двор»
    «Какова Россия А. И. Солженицына?» Вопрос поставлен слиш­ком обще, поэтому мы обращаемся ко второй части этого пункта, где нам предлагают описать образ России в рассказе «Матрёнин двор». Герой рассказа хочет «затесаться и затеряться в самой нут­ряной...смотреть целиком
  3. Речь Матрёны
    Речь Матрёны — частая народная речь, в которой много диа­лектизмов, с экспрессивным синтаксисом, который ярко передаёт интонацию говорящей. В том, с какой любовь передаёт Солженицын речь деревен­ской женщины, какой внимание уделяет он устаревшим и...смотреть целиком
  4. Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1
    ...Есть она тот самый праведник, без которого... не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе \"Матренин двор\" А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских классиков,...смотреть целиком
  5. Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор"
    Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на...смотреть целиком
  6. Русская деревня в изображении Солженицына
    Вечер. Потрескивают в печке дрова. В бликах неверного света виднеются на стене семейные фотографии. Тускло отсвечивают круглые бревна избы. Провожу рукой по старой шершавой древесине, всматриваюсь в потускневшие портреты, и сердце сжимается от неясного...смотреть целиком
  7. Затеряться в самой нутряной России
    Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали "новым Толстым" и по сей день приноравливают его к "новому Толстому" — или пеняют на "нового Толстого", кем он будто бы так и не...смотреть целиком