вучит в творчестве художников слова разных времен. Не остались к ней равнодушными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын.
«Матренин двор» — произведение, полностью автобиографичное и достоверное. Описываемая Солженицыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.
Героиня солженицынского рассказа скромна и неприметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он постоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лучезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчеркивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуманные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.
Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фикусов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопотала с огромным трудом. Тем не менее описание быта героини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».
Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отечественной, с которой не вернулся муж. Не обошла стороной и коллективизация: в колхозе героиня проработала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за палочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь получить справки для оформления пенсии, у нее большие проблемы с торфом, у нее новый председатель обрезал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет купить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоятельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на людей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувствовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она находит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копает «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-нибудь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. Причем за свой труд она не ждет и не требует вознаграждения. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копала, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— говорит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зовут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» говорят « с презрительным сожалением». Сами же сельчане Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матрены о ней самой никто не говорит. В мыслях у собравшихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.
Матрена противопоставлена другим героям рассказа, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он постоянно истязает свою семью, а в день трагедии думает лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.
Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество утратило нравственное ориентиры, и его спасение Солженицын видит в сердцах таких одиноких праведников, как Матрена. Она — тот самый человек, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
А. Солженицын — продолжатель толстовской традиции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного величия «простота, добро и правда».