"Война и мир" была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право,
но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа — это были
самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого.
Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть
утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй. "Война и мир" — одно из самых замечательных
произведений литературы.
Годы работы над романом — это время напряженнейшего труда писателя. Творческие искания Толстого всегда
были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых
столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя
его жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об
истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о
дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной
стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль
в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по
положению, но и по убеждению. Он развенчивает его величие. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды", —
писал Толстой. В "Войне и мире", этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов.
Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные устремления. Лучшими
представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству
общества, оба неустанно стремятся дойти до правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию
необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская
культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями
"образованного меньшинства". Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем,
волнующих Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю. Философские рассуждения в его романе — это
его мысли, его думы, его мировоззрение, его понятие жизни. Одна из важных проблем "Войны и мира" — это
соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал роль
личности в истории. Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то
ни было "идею", а также желания или власть отдельных, пусть даже и "великих" исторических деятелей. Он говорил, что
все решает "дух войска", утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям.
Одна из философских проблем романа — это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает
Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля — кажущаяся, человек свободен лишь в
том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться,
расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том, что человек тем менее свободен, чем ближе он
поставлен к власти. В своих философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену. Роман назван "Война и
мир". Смысл названия: мир отрицает войну. Мир — это труд и счастье, война — это разобщение людей, разрушение,
смерть и горе. Тема сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников института филологического
факультета или аспирантов, которые занимаются исследованиями в творчестве Толстого. Я недостаточно полно
отразила в своем сочинении все философские проблемы 4-х томного романа "Война и мир", да это и понятно: нельзя на
двух листах уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я все же отразила. Можно было бы еще добавить о
том, как решает Толстой вопрос о роли женщины в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации женщины. Если
Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место —
домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Она была не просто девушкой, а
одаренным человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с Толстым не могу согласиться, потому
что умной женщине мало быть просто домашней "гусыней", ей все равно хочется большего. И если у Наташи был
богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстой-консерватор. Мало он написал и о
тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена
богучаровского бунта — единственно яркий эпизод этого плана. Я думаю, это отразилось бы в его другом романе
"Декабристы".