26 августа
1812 года решалась судьба России и русских
людей. Сражение под Бородином у Л. Н.
Толстого — это момент наивысшего
напряжения, момент концентрации народной
ненависти к захватчикам и одновременно
момент окончательного сближения с народом
его любимых героев —

Андрея и
Пьера.

Бородинское
сражение в романе описывается, главным
образом, таким, каким его увидел Пьер
Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный,
никогда не видевший войны человек, по
замыслу автора, как ребенок, воспринимает
разворачивающиеся батальные события, все
это для него внове, и оттого нельзя даже
усомниться в его правдивости. Ранее Пьер
много слышал о роли военного плана, о
значимости правильно выбранной позиции. И
приехав, он прежде всего пытается
разобраться именно в вопросах военной
тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность
героя. Рисуя картину сражения, писатель
использует свой излюбленный прием: сначала
дает “вид сверху”, а затем — “изнутри” .Именно
взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри,
война глазами новичка. Дважды Пьер
охватывает взглядом все поле Бородина:
перед боем и в ходе боя. Но оба раза его
неискушенный взгляд подмечает не позицию, а
“живую местность”. В начале битвы дается
вид с высоты. Пьера поражает вид самого
сражения. Перед ним открывается
изумительная по красоте и оживлению
картина поля битвы, освещенного лучами
утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться
там, среди солдат. В тот момент, когда герой
вступает “в ряды пехотных солдат”, он
остро начинает ощущать силу народного
патриотизма. Народные и солдатские сцены
здесь также даны с точки зрения Пьера.
Именно простота и искренность Пьера в этом
случае становятся свидетельством великой
истины: народ — основная сила русской армии
в Бородинской битве. Он слышит солдатские
разговоры и не столько умом,
сколько
сердцем понимает их величественный смысл.
Пьер внимательно наблюдает за ополченцами
и, как и сам Толстой, видит крайнее
напряжение нравственной силы
сопротивления русской армии и народа.
Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского,
который теперь уже не служит в штабе, а
принимает непосредственное участие в
сражении. Он тоже больше не верит в военную
науку, но точно знает, что сила народа
сейчас велика, как никогда. По его мнению,
исход сражения зависит от того чувства,
которое живет во всех участниках битвы. И
это чувство — народный патриотизм,
необъятный подъем которого в день Бородина
убеждает Болконского в том, что русские
непременно победят. “Завтра, что бы там ни
было, —
говорит он, — мы обязательно выиграем
сражение!”. И с ним совершенно согласен
Тимохин, который знает, что солдаты даже
отказались пить перед боем водку, потому
что это “не такой день”.

В жарком
бою, на батарее Раевского писатель глазами
Пьера наблюдает неугасимый огонь народного
мужества и стойкости. Простые люди —
солдаты и ополченцы — и не думают скрывать
чувство страха. И именно от этого их
мужество кажется еще более удивительным.
Чем более грозной становится опасность, тем
ярче разгорается огонь патриотизма, тем
прочнее становится сила народного
сопротивления.

Подлинным
полководцем народной войны показал себя М.
И. Кутузов. Он является выразителем
народного духа. Вот что думает о нем князь
Андрей Болконский перед Бородинским
сражением: “У него не будет ничего своего.
Он ничего не придумает, ничего не
предпримет, но он все выслушает, все
запомнит, все поставит на свое место, ничему
полезному не помешает и ничего вредного не
позволит. Он понимает, что есть что-то
значительнее его воли... А главное,
почему веришь ему, — это то, что он русский...”

Историки
считают, что Наполеон выиграл Бородинское
сражение. Но “выигранное сражение” не
принесло ему желанных результатов. Народ
бросал свое имущество и уходил от врага.
Запасы продовольствия уничтожались, чтобы
не достались врагу. Партизанских отрядов
были сотни. Были они большие и маленькие,
мужицкие и помещичьи. Один отряд,
руководимый дьячком, за месяц взял в плен
несколько сотен пленных. Была старостиха
Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар
Денис Давыдов — командир большого, активно
действующего партизанского отряда.
Обладавшая инерцией наступления и
значительным численным превосходством,
французская армия была остановлена при
Бородине. Пришел логический конец
наполеоновским победам, и это нанесло
решающий нравственный удар
наступательному духу
завоевателей. Весь ход войны в России
неуклонно подтачивал славу Наполеона.
Вместо блистательного поединка шпаг он
встретил дубину народной войны. Л. Н.
Толстой исторически верно рассматривает
сражение под Бородином как поворотный
момент войны, определивший дальнейшую
скорую гибель французской армии.

Более того,
Лев Николаевич Толстой наглядно показал,
что в сражении при Бородине сказалось
именно нравственное превосходство русской
освободительной армии над французской —
грабительской. Писатель расценивает
Бородинское сражение как победу моральной
силы народа России над Наполеоном и его
армией.

Похожие сочинения

  1. Роман"Война и мир"
    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...смотреть целиком
  2. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  3. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  4. "Вечер в салоне Шерер Петербург Июль 1805 год" (анализ эпизода романа Л Толстого "Война и мир")
    Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми — бездушной...смотреть целиком
  5. Каков смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»  Новое!
    Война и мир — это все в человечес­кой жизни, ее универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. С. Г. Бочаров Л. Н. Толстой, задумав написать большое эпическое полотно, намеревался озаг­лавить его так: «Все хорошо, что...смотреть целиком
  6. Изображение светского общества в романе "Война и мир"
    Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе “Война и мир”. “Свет” и общество изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если народ живет в страданиях, то верхушка общества, несмотря на...смотреть целиком
  7. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
    Отношение Толстого к Андрею очень сложное наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это. Во-первых, князь...смотреть целиком