“ Война и мир ” – самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, охватывающее важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. В романе встречаются множество действующих лиц, начиная от простых людей, которых никто не замечал и не ценил, но от которых зависело любое сражение ( Тихон Щербатый), и заканчивая великими полководцами и руководителями ( Кутузов, Александр 1, Наполеон ).
Писатель поднимает исторические, нравственные, философские проблемы.
Что такое человек? Что такое жизнь? Эти вопросы постоянно возникают среди множества вопросов, на которые пытаются найти ответы наши герои. Среди огромного количества действующих лиц особо выделяются: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эти два героя были не похожи на общество Анны Павловной Шеррер, на довольных собой “ Курагиных ”, которые живут и наслаждаются такой жизнью: богатством, вниманием, положением в обществе. Андрей и Пьер постоянно искали смысл жизни, внутренне трудились, размышляли, обновлялись. Их жизненные пути были сложны, полны ошибок, страданий и искуплений.
Будучи двадцатилетним неопытным юношей Андрей Болконский, увлеченный и ослепленный внешней красотой Лизы, женился на ней. Молодой князь считал, что нашел свое счастье, свой смысл жизни. Однако очень скоро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как глубоко он ошибся. В разговоре с Пьером он произносит слова:
Никогда, никогда не женись до тех пор, пока ты не сделал все, что мог…Боже мой, чего бы я не отдал теперь, чтобы не быть женатым!
Совместная жизнь с княгиней Лизой стала ему противна. Он мечтал о слава, о подвигах, мечтал, чтоб о нем узнали во всем мире. Но и это не давало князю полного счастья. На помощь ему пришло небо Аустерлица. Лежа на сырой земле со знаменем в руках, и, глядя на небо, он осознал всю мелочность его мечтаний, счастья, а, значит, и самой жизни. Все: медали, слава – казалось таким ничтожным, по сравнению с бесконечным небом, с жизнью, которая медленно идет своим чередом. Он понял, что живет не только для себя, что он нужен близким, которые его любят и ждут. У Болконского была замечательная сестра, Княжна Марья, которая всю свою жизнь жертвовала собой, ради других, которая пыталась направить своего брата на правильную дорогу. Она не понимала желание славы, значение войны:
Как человек может убивать себе подобных?! Какое он имеет право распоряжаться жизнь других?! Мы все равны как перед собой, так и перед богом. Только бог может распоряжаться жизнью всех существ на земле! А люди должны любить и помогать друг другу!
Князь Андрей долго не мог понять свою сестру. Но, вскоре, представление о жизни у Болконского кардинально меняется: встреча с Наташей, и второе смертельное ранение. Его путь был тернистым, полон горя и исканий, но он достиг своей цели - нашел смысл жизни:
Жизнь – есть любовь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею.
Но, к сожалению, князь Андрей это слишком поздно осознал.
Не менее сложен был путь обновления Пьера Безухова. Будучи неопытным юношей он, как и князь Андрей, совершил серьезную ошибку, женившись на “ прекрасной ” Елене. Пьер долго сожалел, что не послушал Болконского, размышлял о смысле жизни. Потом увлекся масонством, но, вскоре, разочаровавшись и в этом, идет на войну. Там наш герой впервые ощутил непреодолимый страх, страх за свою жизнь:
Как?? Меня могут убить? Как можно распоряжаться моею жизнью? Только бог в силах забрать у человека жизнь!
Безухов прошел через все ужасы войны: убийства, смерть, горящая Москва, плен… За это время душа Пьера прошла через страдание, обновление и очищение. Он научился мыслить по-другому, видеть в мелочах прелести жизни; все то, чего он раньше не замечал и не видел, теперь представлялось интересным и любопытным. Пьер, как и князь Андрей, пришел к выводу, что жизнь – есть любовь, любовь ко всем людям. И у него хватило сил, чтобы начать новую, обновленную жизнь.
Настоящая жизнь – понятие неопределенное, для каждого человека разное. У всех людей есть свои ценности, свои идеалы. Каждый человек индивидуален и сам выбирает себе свою жизнь, и путь к ней. Толстой писал:
Живой человек тот, который идет вперед, туда, где освещено…впереди его движущимся фонарем, и который никогда не доходит до освещенного места, я освещенное место идет впереди него. И это жизнь. И другой нет.
А от себя добавлю, настоящая жизнь – это жизнь без войны. Надо любить, понимать, помогать и не держать зла друг на друга.

Похожие сочинения

  1. Наташа Ростова — толстовский идеал женщины  Новое!
    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...смотреть целиком
  2. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  3. Разнообразие душевного мира героев (по роману А.Н. Толстого "Война и мир")
    А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман “Война и мир”, в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний...смотреть целиком
  4. Николай Ростов и Марья Болконская
    Любовь этих двух людей зарождается в момент беды, нависшей над Отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей (разочарование Марьи в Анатоле, а Николая в Александре Первом). Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются....смотреть целиком
  5. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
    Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа....смотреть целиком
  6. «...Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить...» (образ Платона Каратаева)
    Э, соколик, не тужи. Л. Толстой В романе Льва Николаевича Толстого большое внимание уделено образам крестьян. Это и Тихон Щербатый из отряда Денисова, и крепостные Болконских и Ростовых, жители деревень близ Бородина. Но особое место в романе занимает...смотреть целиком
  7. Стихийная философских исканий Пьера Безухова  Новое!
    В словах и поступках Платона Каратаева Пьер улавливает единство жизненного комплекса, связь и нераздельность всех, казалось бы, раздельных и внешне несоединимых сторон существования. Пьер всю жизнь искал подобного единого всеохватывающего жизненного...смотреть целиком