ть настоящей жизнью - это значит жить жизнью трудящегося человечества: только здесь можно обрести истинные представления о смысле и назначении человека. Христианское учение принимается им как истинное, т. е. подтверждаемое практикой трудового народа. Этому непосредственному знанию истины противопоставляется «праздное умствование» пресыщенных, праздных людей, живущих в «исключительных условиях эпикурейства» и разъединения. Писатель выступил с критикой духовного состояния современного ему господского слоя русского антагонистического общества пореформенной поры. Он обратил внимание на то, что развращенная и обеспеченная жизнь богатых находится в явном противоречии с их религиозными воззрениями, а жизнь трудящихся вполне гармонирует с их верой.

«Вся жизнь верующего нашего круга была противоречием их вере, а вся жизнь людей верующих и трудящихся была подтверждением того смысла жизни, которой давало знание веры». «Те же самые верования отталкивали меня и казались бессмысленными, когда их исповедывали. люди, жившие противно этим верованиям эти же самые верования привлекли меня и показались мне разумными, когда я увидел, что люди живут ими…». Толстой не терпел в человеке расхождения между словом и делом, между верованиями и поведением. Он требовал от людей единства сознания и деятельности, потому что задачу полагал в движении к осуществлению идеала.

С позиции найденной народной веры Толстой осудил себя как представителя господствующего меньшинства, живущего за счет труда других. «Я заблуждался не столько оттого, что неправильно мыслил, сколько от того, что я жил дурно»,- писал Толстой в «Исповеди».






Приняв наивную веру патриархального крестьянства, Толстой становился на его позиции: «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей. Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придает жизни».

В «Исповеди», таким образом, верования и взгляды людей Толстой ставит в зависимость от их общественной практики; религиозно-нравственные воззрения людей, которые подтверждаются их поведением, приобретают для него огромную силу социального воздействия и способствуют преобразованию действительности. Эта проблема ставится им и в «Войне и мире» и решается с позиций, приближающих его к пониманию обусловленности сознания людей их общественными отношениями. Проследим на материале некоторых эпизодов из жизни Пьера Безухова решение этой одной из центральных проблем романа.

Похожие сочинения

  1. Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
    В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой противопоставляет искусственности и условности «большого света» простоту и духовную высоту «простого человека». Образ Платона Каратаева – один из ключевых образов романа, отразивший размышления писателя об основах...смотреть целиком
  2. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
    На фоне грандиозного эпического повествования «Войны и мира» Толстой проникает в глубины человеческой души. Мы видим развитие внутреннего мира его героев. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, именно «диалектика души» более всего занимала Толстого. Автор...смотреть целиком
  3. Особенности портретных описаний в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Важным ключом к характеру героя является его портрет. В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты его характера, его внутренний мир. Толстой описывает не только внешность человека, но и его нрав, быт. Так как для Толстого важна его собственная...смотреть целиком
  4. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  5. "Патриотизм состоит не в пышных возгласах..." В.Г. Белинский (По роману-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир")
    «Мы погибли бы, если бы не погибли». Фемистокл. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрем же под Москвой». М. Ю. Лермонтов. Патриотизм — это преданность и любовь к Родине, отечеству, своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов...смотреть целиком
  6. Смотр под Браунау (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир")
    К созданию «Войны и мира» Толстой пришел от замысла повести «декабристы» начатой в 1860 году декабристская тема определяла на раннем этапе работы композицию задуманного монументального произведения об истории русского общества. В начале 60-х годов в...смотреть целиком
  7. Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стал ценным вкладом в сокровищницу мировой классической литературы. Это произведение имеет большой объем, его отличает протяженность во времени (с 1805 по 1821 годы), в центр внимания читателей автор ставит исторические...смотреть целиком